AstrahForum G 319

В Астрахани с 26 по 27 февраля прошел Межрегиональный форум по вопросам развития круизного туризма на Волге и Каспии. Причем обсуждение проблем отечественных морских и речных круизов прошло на этой площадке вовсе не случайно. Она была выбрана с учётом своего географического положения, а также исторических связей региона с Поволжьем и странами Прикаспия. Организаторами форума, который проводился впервые, стали министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития), правительство Астраханской области, министерство культуры и туризма региона. Участие в нем приняли ряд субъектов Российской Федерации: Чувашия, Дагестан, Татарстан, Тверская, Ярославская, Костромская, Нижегородская, Самарская, Саратовская, Волгоградская и Ульяновская области, а также представители государственных ведомств и делового сообщества.

 

Минэкономразвития вносит предложения по круизам

AstrahForum 2 319На астраханский форум прибыл и министр экономического развития России Максим Орешкин. В своем выступлении он отметил, что туризм является одним из направлений, которое поможет стране сделать прорыв в выполнении указов президента. «Скоро мы будем конкурировать на глобальном рынке за международный туризм. Для этого у нас есть большие конкурентные преимущества – территория, природные богатства, города и люди, которые всегда славились гостеприимством», – отметил он.

Однако дальнейшая речь министра оказалась не настолько оптимистичной. «Серьезных позитивных трендов нет. Наш флот имеет средний возраст больше 40 лет, в итоге отрасль попала в такую негативную спираль, что требования туристов, и российских, и иностранных растут, конкуренция глобальная увеличивается, а качество предоставляемых услуг из-за старения флота падает. В итоге – спрос уменьшается, меньше возможностей инвестировать в обновление основных фондов отрасли, и шаг за шагом это все опускается. Сейчас наша задача – развернуть спираль в другую сторону, начать движение вперед». И здесь очень важный вопрос, особо отметил Максим Орешкин, – обновление действующего круизного флота.

Он обратил внимание и на то, что государство уже сделало немало по стимулированию производства пассажирских теплоходов. «Это и специальные лизинговые программы, и ряд решений, направленных на стимулирование строительства новых судов», – уточнил федеральный министр. В частности, скоро планируется сдать круизный лайнер «Петр Великий» класса «река-море», чья вместимость составляет 300 пассажиров.

 

Что же касается инфраструктуры, то г-н Орешкин подчеркнул, что в Астрахани к приему круизных судов пока что не готовы: причал есть, но нет пункта пропуска. В Махачкале дело обстоит еще хуже: там имеется только грузовой порт, а инфраструктура для туристов соответствующая – никакая. В то же время, в других прикаспийских странах к приему нового круизного судна из России уже почти полностью подготовились.

Глава Минэкономразвития также сообщил, что правительство планирует начать работу над упрощением получения виз в Россию, сделать этот процесс максимально удобным и преимущественно – электронным. В ведомстве предложили ввести облегченный визовый режим для Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, чтобы привлекать иностранных туристов. К этим пунктам въезда может присоединиться и территория российского Прикаспия, отметил Максим Орешкин. Но для этого здесь нужно предложить качественный туристический продукт.

 

Ставка лизинга пассажирских судов и круизная рентабельность

AstrahForum 3 319Стимулировать строительство новых круизных судов можно путем субсидирования процентных ставок по лизингу и предоставления лицензионных грантов, предложил глава Минэкономразвития. Тогда и спрос начнет расти.

Эффективная лизинговая ставка по сухогрузам должна быть порядка 7,5%, по танкерам – 5-6%, а по круизным судам она не должна превышать 2,5%. В противном случае лизинг просто не работает, подсчитали судостроители. «Данные расчеты были представлены руководству страны, мы ожидаем, что на их основе будут реализованы решения», – сказал и.о. вице-президента «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) по гражданскому судостроению Игорь Шакало.

Заместитель министра экономического развития Сергей Галкин в своем выступлении подчеркнул важность создания условий для обновления флота и развития круизной инфраструктуры. Государству и бизнесу необходимо разработать и предложить план совместных действий, дорожную карту развития круизного туризма. «Наша задача – локализовать внимание на Каспии и на Волге, найти необходимый баланс операционной модели, выверить инструменты поддержки и дать возможность круизной отрасли на этом направлении перезапуститься. Когда эта модель покажет, что работает, можно будет расширять ее дальше», – сказал Галкин.

По его словам, в последние годы рентабельность компаний, работающих в секторе круизного бизнеса, сократилась с 9 до 3-2,5%. «Здесь важно государству создать условия, чтобы обновление флота для бизнеса было доступным. Программа существует – это и лизинг, и утилизационные гранты. И мы видим, что одним из решений этой проблематики было бы развитие этих программ, их расширение», – пояснил замминистра. В частности, речь может идти об увеличении процента по утилизационным грантам с нынешних 15 до 30. Утилизационный грант, напомним, был введен в 2017 году. Это единовременная выплата, которая компенсирует часть затрат на строительство новых судов гражданского назначения в случае сдачи на утилизацию теплоходов, прослуживших более 30 лет.

 

Лайнер «Петр Великий» планируют сдать в июне 2020-го

AstrahForum 4 319Круизы по Каспийскому морю на круизном лайнере «Петр Великий» (проект PV300VD), который строится сегодня на судостроительном заводе «Лотос» в Астраханской области, планируется использовать как для иностранных, так и для российских туристов. Об этом сообщил генеральный директор ОАО «Московское речное пароходство» Константин Анисимов. Он также подтвердил, что имеются определенные трудности с портовой инфраструктурой в Махачкале и Дербенте, которые сегодня не приспособлены для приема круизных судов. Есть сложности и с заходом в порты Ирана из-за санкций.

Поэтому, отметил глава Московского речного пароходства, круизная программа на «Петре Великом» начнется, скорее всего, без Дагестана. При этом Казахстан и Баку уже могут принять российский лайнер, поскольку «там все готово в плане инфраструктуры». По мнению Константина Анисимова, наиболее востребованными каспийские круизные маршруты станут в период с марта по май и с сентября по октябрь: именно в это время позволяют погодные условия – нет штормов и достаточно тепло.

Он также отметил, что к старту круизов по Каспию необходимо решить вопросы с пограничными и таможенными формальностями. Так, в Астрахани предлагается сделать временный порядок оформления пассажиров, по примеру, как оформляются грузовые суда, когда комиссия приезжает на судно, проводит проверку экипажа, и дальше оно может двигаться в сторону границы в Каспийское море.

Как стало известно, судно «Петр Великий», заказчиком которого выступает Московское речное пароходство, планируется сдать ему в июне 2020 года. При этом сдвиг первоначальных сроков составил примерно год, сообщил вице-президента ОСК Игорь Шакало. Задержку он объясняет тем, что завод «Лотос» «очень давно ничего подобного не строил», и при этом «столкнулись с очень большими проблемами при проектировании и строительстве». Шакало также сообщил и об удорожании этого проекта, это «связано с оборудованием и материалами, которые изначально неправильно оценили».

Врио гендиректора судостроительного завода «Лотос» Рустам Халитов со своей стороны отметил, что рабочие фактически перешли к отделочным работам на строящемся круизном судне. «Начали делать изоляцию, настилать пол. Двигатели погружены. Из четырех двигателей два установлены. Проблем со спуском лайнера на воду нет как таковых. Вопрос только – в загруженном состоянии спускать носовую часть, или в незагруженном. В 2020 году планируем сдать судно. В апреле-мае проводим испытания на воде», – сказал Халитов.

Напомним, круизное судно проекта PV300VD было заложено на астраханском заводе «Лотос» в августе 2016 года, старт его строительству дал сам президент России Владимир Путин. Четырехпалубный лайнер будет соответствовать уровню пятизвездочного отеля: на борту расположатся рестораны, тренажерные залы, спа-салоны, сауны. Прежде сообщалось, что ОСК, в состав которого входит «Лотос», планировал подготовить круизный лайнер к навигации 2019 года.

Кроме того, врио губернатора Астраханской области Сергей Морозов, выступая на форуме, напомнил присутствующим, что на «Лотосе» также идет строительство еще двух круизных теплоходов поменьше проекта «Золотое Кольцо». Они создаются тоже в рамках программы льготного лизинга морских и речных гражданских судов. Заказчиком выступает ЗАО «Гознак-лизинг» (входит в состав АО «ОСК»), судовладельцами и операторами судов будут ООО «Волгасервис» и ООО «Речсервис» из Группы компаний «Гама».

 

Иван Коблов 

AstrahForum 5 319

AstrahForum 6 319