Ekranoplan G 620

Экраноплан — высокоскоростное транспортное средство, в соответствии с официальной еще советской классификацией, передвигающееся на динамической воздушной подушке. Он может лететь в пределах так называемого аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой высоте — до нескольких метров от поверхности. Согласно классификации Международной морской организации (IMO), экранопланы относятся к морским судам. Их можно использовать на разных маршрутах, в том числе и там, где не могут пройти обычные суда. Помимо воды, экранопланы могут успешно «парить» над землей, снегом, льдом, болотом и другими относительно ровными поверхностями.

 

На реке…

Ekranoplan 2 620Нижегородское АО «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева» (ЦКБ по СПК) планирует создать специальный речной экраноплан. Как сообщил генеральный директор предприятия Сергея Итальянцева, речь идет о судне на 40 пассажиров. По его словам, им заинтересовались в правительстве Якутии, и оно подходит для использования в Обь-Иртышском и других речных бассейнах.

Преимуществом этого экраноплана является высокая крейсерская скорость – до 200 км в час, и экономичность в сравнении с другими скоростными пассажирскими судами на реках. Возможен и их выход на необорудованный берег. По расчетам, окупаемость экраноплана на пассажирской линии Якутск - Олекминск составляет 17,5 суток при стоимости билета в 4 тыс. рублей. В расчетах предполагается льготный десятилетний лизинг, субсидии. Общая стоимость создания экраноплана оценивается в 812 млн рублей, включая примерно 440 млн на строительство головного образца и оставшуюся часть - на проектирование и сопутствующие мероприятия.

 

… и на море

Ekranoplan 3 620Интересно, что в Китае тоже планируют создание экраноплан, но рассчитанного на 200-250 пассажиров. Как сообщил Сергей Итальянцев, китайские коллеги заинтересовались разработками небольшого речного экраноплана ЦКБ по СПК. По их мнению, он может быть использован в качестве прототипа. Большой экраноплан, в свою очередь, предполагается использовать в районах Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей, а также в Тайваньском проливе.

Что же касается нашей страны, то владивостокская компания «Терминал Акватика» планирует запустить в ближайшем будущем Скоростную морскую транспортную систему (СМТС) «Экранофлот-Приморье» с использованием экранопланов. Как сообщает пресс-служба Минвостокразвития РФ, проект стоимостью 93 млн рублей будет реализован в сотрудничестве с ООО «Союзмортранс» под эгидой Российского НТО судостроителей имени академика А.Н. Крылова. Формирование региональных морских прибрежных сообщений с применением инновационного водного транспорта состоит из нескольких этапов. Первая очередь включает создание прибрежной инфраструктуры и запуск скоростных маршрутных линий из Владивостока в Славянку, Большой Камень и Находку.

Прибрежная инфраструктура, в свою очередь, предусматривает строительство в зоне Уссурийского залива в бухте Патрокл комплекса береговых сооружений: пассажирского терминала с автостоянкой, ангара для хранения и технического обслуживания экранопланов, гидроспуска для выхода на воду и подъёма на береговую стоянку, плавучего понтонного пирса для посадки и высадки пассажиров. Перевозки намечено осуществлять на судах отечественного производства. На сегодняшний день достигнуты предварительные договорённости о совместном строительстве экранопланов семейства «Иволга» и «Навигатор». Подготовка специалистов и обучение пилотов будет вестись во Владивостоке.

Кроме того, ЦКБ по СПК имени Р. Е. Алексеева в настоящее время также завершает создание экраноплана нового типа – проекта А-050 «Чайка-2». По сообщению пресс-службы предприятия, он способен развивать скорость до 450 км/ч, на его борту при этом смогут находиться сотня пассажиров или девять тонн груза. Отмечается, что «Чайка» станет развитием экспериментального военного экраноплана-ракетоносца «Лунь», созданного еще в советское время, и который получил на Западе название «Каспийский монстр». Однако судно предполагается эксплуатировать не только на Каспийском море, также оно призвано обеспечить круглогодичное движение по магистральным рекам нашей страны. К тому же, по сообщению американского издания We Are the Mighty, «Чайка» будет совершать туристические рейсы, следуя из Крыма в Сирию, и обратно.

 

Игорь Горностаев