КруизКрГл

Валютная девальвация, случившаяся в конце прошлого года, серьезно ударила по российской индустрии морских путешествий. В первый и последующие дни падения рубля число заказов на круизы упало чуть ли не до нуля. Опустели туроператорские офисы продаж, молчали телефоны… Компании, специализирующиеся на морских круизах, конечно же, всячески крепились, но дальнейшая неизвестность не могла не действовать на них удручающе. Прояснила ситуацию последующая стабилизация валютного курса: продажи, пусть далеко не так бойко, как раньше, но все же продолжились.

 

Рынок восстанавливается постепенно

 

КрКрОфТаким образом, рынок морских круизов вновь оживился еще весной, и в последующем продолжил набирать обороты. А к майским праздникам, как и в прежние годы, уже отмечался заметный рост пассажиропотока. И в первой половине летнего сезона нынешнего года, по сравнению с декабрем прошлого года, продажи шли несравнимо лучше. Тем не менее, согласно предварительным данным, по отношению к аналогичному периоду 2014 года спад по общему числу туристов составил где-то 30-35%. Но не 50%, как предрекали отдельные эксперты.

Впрочем, таковы средние показатели по отрасли, а у отдельно взятых операторов своя статистика. К примеру, сообщает заместитель директора Breeze Line Илья Милитицкий, с начала лета показатели его компании уже вышли на уровень 2014 года. Хотя по суммарному количеству путешествующих, отметил он, за текущий год вряд ли удастся достигнуть прошлогоднего уровня. А по словам генерального директора круизной компании «Атлантис Лайн» Натальи Андроновой, в конце июня их продажи шли даже с небольшим приростом – плюс 3-4%. И поскольку бронирования продолжали нарастать, по ее мнению, к концу года компания покажет годовой прирост в 15-20%. Динамика круизных продаж туркомпании PAC Group, по словам руководителя ее профильного департамента Михаила Фельдмана, близка к прошлогодней. Хотя темп реализации, в отличие от прошлых лет, заметно более рваный.

Ситуация на рынке, тем не менее, стабилизировалась. Хотя любые валютные взлеты по-прежнему в полной мере отражаются на работе морских операторов. Впрочем, покупателей в данном случае тоже понять нетрудно: валютный курс продолжает плавать, и главное, неизвестно, что с ним будет происходить дальше.

 

На первом месте – «цена вопроса»

 

MSC 815В весенний период круизные компании активно предоставляли россиянам тарифные скидки и различные бонусы. К примеру, Costa Cruises предлагала недельный тур от 249 евро, а NCL – бонус на бортовом счете, который доходил до $400. Весьма интересно и предложение MSC Cruises «96 часов», которое подразумевает приобретение круиза по довольно выгодной цене, правда, при условии его оплаты сразу же при бронировании. Воспользовавшись таким предложением, можно за 500 евро стать обладателем каюты с балконом на 7-дневном маршруте по Средиземноморью.

Кстати, MSC в нынешнем сезоне вообще предоставила российским потребителям более низкие тарифы - на 20%, в валютном исчислении. Круизные компании Princess Cruises и Cunard Line, эксклюзивными представителями которых в России выступает Breeze Line, также помогли туроператору пережить непростое время, введя пониженные расценки. Для примера, за 399 евро у одного судовладельца и $459 у другого можно было приобрести недельный круиз.

Летом число предложений заметно сократилось. Тем не менее, туристы продолжают внимательно отслеживать тарифные акции, предпочитая оперативно отправиться в путешествие по наиболее выгодным расценкам. Обычных же бронирований стало заметно меньше. Круизёры явно почувствовали вкус бонусов. Таких, к примеру, когда компании предоставляют своим клиентам 2-3 бесплатные береговые экскурсии.

Прежде постоянные клиенты отлично знали, что чем раньше они забронируют морской тур, тем дешевле он им обойдется. Теперь же, как видим, многое поменялось. И главное – на первом месте при выборе круизов в большинстве случаев стоит цена поездки. Даже те, кто раньше не особо присматривался к тарифам, стали считать деньги.

Свой счет ведут и турфирмы, и вот что выходит на поверку. С одной стороны, идет рост объемов продаж, с другой же стороны круизные тарифы, с которых операторы и агенты получают свои трудовые проценты, снижаются. С одной стороны, валютный курс увеличился, а значит, в рублевом эквиваленте комиссионные тоже выросли, но с другой – с судовладельцами в любом случае надо расплачиваться в евро или долларах. Как отмечает директор по PR и маркетингу туроператорской фирмы «Виа Марис» Елена Карманова, средний ценник на круизы сегодня вдвое ниже прошлогоднего, стало быть, на столько же снизилась и агентская комиссия. Так что, несмотря даже на то, что текущие объемы реализации круизов сопоставимы с прошлогодними, доход с них гораздо ниже. И потому нынешняя финансовая ситуация в круизном бизнесе продолжает оставаться довольно сложной.

 

Тренды в период кризиса

 

Коста лим 1Другой важный момент. Значительно снизилась средняя глубина продаж. Если раньше она доходила до полугода и более, то теперь, по оценкам операторов, не превышает 2-3 месяца. На этот срок в среднем бронируется, считает Наталья Андронова, где-то 50% от общего объема продаваемых туров. Далее, на глубину 4-6 месяцев приходится примерно 30% продаж. Остальные бронирования более длительные, есть, в частности, и новогодние туры, и 2016 год.

При этом очень многие путешественники приобретают круизы буквально в самый последний момент, даже наиболее дорогие каюты. Об одном просто анекдотическом случае поведала Елена Карманова. Своим клиентам из Петербурга ее компания в июне продала тур в среду, а в плавание они отправились уже … в четверг, на следующий день. «Ничего похожего в своей практике, - отмечает г-жа Карманова, - я припомнить не могу». Что и понятно, ведь еще год назад операторы закрывали продажи, как правило, за месяц до отправления. Теперь же туристы в подавляющем большинстве спрашивают лишь текущий, либо следующий месяц. Для сравнения, в начале июля 2014 года компания «Бриз Лайн» уже вовсю реализовывала новогодние туры.

Что же касается самих потребителей, то больше всего в текущем сезоне, считает президент компании «Нептун» Валентин Елисеев, сократилась та клиентская категория, которая прежде приобретала наиболее дешевые каюты. Теперь они им, в подавляющем большинстве, стали просто недоступны. Не миновал нынешний кризис и средний круизный класс. Примерно половина его представителей вообще отказались от поездок, хотя значительная их часть и обещает отправиться в намеченные туры позднее. Эти люди привыкли к определенному уровню комфорта и не захотели от него отказываться или менять на более низкий. Но примерно четверть из них на понижение уровня обслуживания все же пошла, и потому вновь вышла или еще выйдет в море. Также около четверти клиентов среднего класса смогли остаться в прежних каютах, в основном с балконом. Но среди них немало и тех, кто выбрал круизы меньшей продолжительности. А вот сегмент «люкс», сравнительно небольшой, сохранился на прежнем уровне, даже, возможно, и вырос. Наконец, новых путешественников, желающих побывать в морских походах, в офисы турфирм сегодня приходит гораздо меньше. Выручают, как обычно, постоянные клиенты.

 

Экскурсии и группы

 

Экск-815Кроме того, отмечают операторы, все сложнее становится продавать экскурсионные программы в Средиземном море. Как сообщил Валентин Елисеев, из ста круизных клиентов их приобретают не более 20-25 человек. Люди, как правило, уже бывали в тех местах, куда следуют лайнеры, а потому предпочитают сами посещать понравившиеся им городские или природные достопримечательности, или же присоединяться к более дешевым экскурсиям на берегу. Сейчас, отметил он, все больше туристов ездят не как раньше - «посмотреть мир», а просто отдохнуть, погулять в излюбленных уголках планеты, позаниматься шопингом. И нынешний спад высветил эту тенденцию в полном объеме.

Все меньше и меньше, и нынешний год тут не исключение, на морских круизах становится и организованных групп. Постоянно возрастает число лайнеров, и потому возможностей отдыха у круизных путешественников также становится все больше. Одновременно, российские туристы сами стали гораздо опытнее. Поэтому неудивительно, что группы собираются все труднее и труднее, а число индивидуалов растет. Тем не менее, примерно 60% клиентов морских туроператоров в России по-прежнему отдают предпочтение групповым поездкам. Многие из них, к тому же, расширяют свой круизный отдых береговым, предпочитая до или после морского путешествия задержаться в стране пребывания на срок от нескольких дней до недели.

 

Предпочтения остаются прежними

 

КрКрФТуристы, как и раньше, бронируют в основном маршруты по Средиземному морю. И предпочитают при этом путешествовать на лайнерах известных и относительно недорогих круизных компаний класса «стандарт» – Costa Cruises, Norwegian Cruise Line (NCL), MSC Cruises, Royal Caribbean Cruise Line, на которых, как правило, есть русскоязычный сервис. Из компаний более высокого «премиум-класса» выбирают Holland America, Celebrity Cruises и Oceania Cruises, хотя их тарифы низкими и не назовешь.

Спросом пользуются кольцевые маршруты из Барселоны, Савоны, Генуи, Рима (Чивитавеккья) и Венеции. Сюда сравнительно недорого лететь, да и рейсов на маршруте вполне достаточно. В первую очередь - это недельные круизы по Западному Средиземноморью, а также Восточное Средиземноморье – прежде всего, по Греческим островам. Прежде, замечает Валентин Елисеев, бесспорно лидировал более интересный с экскурсионной точки зрения Запад, но в последнее время Восток постепенно начал его догонять. Есть и еще одно направление - так называемое Большое Средиземноморье. Оно соединяет две части этого морского региона на таких рейсах, как, к примеру, Барселона – Венеция или Стамбул – Генуя. Они более продолжительны и составляют 10-12 или 14 дней, а соответственно, и более дорогие.

Продажи, прежде всего групповых заездов, идут, в частности, по круглогодичным круизам, представляемым компанией PAC Group, в Западном Средиземноморье. Маршрут следования: Генуя Чивитавеккья/Рим - Палермо - Кальяри (все Италия) - Пальма - Валенсия (все Испания) - Марсель (Франция) Генуя. На лайнер MSC Preziosa, обслуживающий эти недельные рейсы, российские туристы могут сесть практически в любом порту захода. Не менее востребован и 12-дневный морской тур по Средиземному морю на Costa Magica, который следует в порты Италии, Марокко, Франции, Испании иПортугалии. Его минимальная стоимость 349 евро.

За Средиземноморьем идут круизы у берегов Северной Европы, которые стоят уже несколько дороже, правда, не всегда. Так, большой интерес у путешественников вызывает недельный «эконом-круиз» компании Costa Cruises на лайнере Costa Luminosa, который отправляется из Санкт-Петербург и возвращается туда же. Хитом продаж стали и 12-дневные круизы из Санкт-Петербурга по столицам Северной Европы компании Princess на новом лайнере Regal Princess, чья вместимость составляет 3,6 тыс. пассажиров.

КруизКрСочи 815На рынке не первый год также хорошо известны представляемые PAC Group двухнедельные летние круизы на лайнерах типа MSC Orchestra, которые следуют из Санкт-Петербурга к фьордам и по балтийским городам. Впрочем, основным локомотивом продаж «ПАКа» в этот раз стал абсолютно новый круизный продукт: двухнедельные морские походы из другого российского порта – Сочи. С 13 июля и до середины сентября обновленный лайнер MSC Opera вместимостью около 2,5 тыс. пассажиров берет отсюда курс на порты Турции, Греции, Хорватии, Румынии и Италии.

Есть спрос и на 15-дневный переход вокруг Европы по маршруту Петербург – Генуя, по которому MSC Cruises пойдет 3 сентября. А в июле у почитателей морских путешествий, сообщили участники рынка, наконец проснулся интерес и к так называемым экзотическим круизам: стали спрашивать осеннюю Юго-Восточную Азию, реже - зимние Карибы. Правда, круизная экзотика, считают в турфирмах, слегка посыпалась, но ее всегда было не так-то много. И хотя спрос восстанавливается не так быстро, как всем хотелось, считают в компании Breeze Line, их туристы, тем не менее, неплохо бронируют один интересный продукт Princess Cruises. Начиная с ноября, лайнер Sapphire Princess весь зимний сезон, включая и новогодне-рождественский период, вновь будет курсировать в юго-азиатском регионе, отправляясь в путь из порта Сингапура. Кстати, в прошлом году на этом направлении «Бризу» удалось отправить в высокие даты около 400 российских туристов.

 

Предварительный прогноз

 

В августе, в пик сезона, многие туроператоры ожидают дальнейшего увеличения объема продаж морских круизов, а некоторые надеются также на рост глубины бронирования. Но есть и другие мнения. Как считает исполнительный директор компании «ВИП Круиз Интернешнл» Жанна Шайхуллина, делать ставку на летний скачок круизного спроса вряд ли стоит. В том числе и потому, что само понятие «высокий сезон» в российском тур- и круизном бизнесе уже не первый год несколько размыто. Многие туристы, к примеру, отдающие предпочтение познавательной, а не пляжной составляющей морского путешествия, предпочитают отправляться в плавание осенью, в «бархатный сезон», когда осмотр достопримечательностей более комфортен, да и расценки ниже.

Делая прогноз итогов нынешнего года, операторы тоже настроены достаточно оптимистично. Многие из них, в частности, уверены, что в 2015 году общее число клиентов будет сравнимо, или даже больше, чем годом ранее. При условии, конечно же, отсутствия глобальных изменений в макроэкономике и геополитике. Однако, как вновь предостерегает Елена Карманова, на особые прибыли при этом надеяться не стоит.

 КруизКРПосл

 

Игорь Горностаев