Елиссев-3Президент и владелец торговой марки компании «Нептун» Валентин Елисеев в конце прошлого года был избран главой созданной в то же время «Ассоциации круизных операторов». Ее учредителями стали пять ведущих туроператорских компаний: «Инфлот Круз энд Ферри», «Нептун», «Вип Круиз Интернешнл», «Виа Марис», «Магазин круизов и путешествий». Прошло уже достаточно время, и мы решили узнать у г-на Елисеева о работе объединения. Однако, начался разговор, естественно, с общего состояния российского рынка морских путешествий.

 

- Валентин, какие показатели демонстрирует ваша компания в первой половине высокого летнего сезона?

 

- По сравнению с декабрем прошлого года они, конечно же, значительно лучше. Тем не менее, хотя окончательные итоги по июню еще не подводились, могу сказать, что по отношению к аналогичному периоду прошлого года общий спад по числу туристов составит где-то в районе 30-35%. Но не 50%, как предрекали отдельные эксперты – это, пожалуй, главная из приятных новостей.

 

- Каких клиентов, вы считаете, стало меньше?

 

- Наиболее сильно пострадала, по моему мнению, та клиентская категория, которая прежде приобретала наиболее дешевые каюты. Теперь же, в связи с падением рубля, они им, в подавляющем большинстве, стали просто недоступны. Не миновал нынешний кризис и средний круизный класс. Примерно половина его представителей, по нашим подсчетам, вообще отказались от поездок, хотя значительная их часть и обещает отправиться в намеченные туры позднее. Люди, как правило, привыкли к определенному уровню комфорта и не захотели от него отказываться. Но не все, а примерно 25% пошли на понижение уровня обслуживания, что соответствует более низкой цене, и вновь отправились или еще отправятся в морские поездки. Также около четверти из наших прежних клиентов среднего класса смогли остаться в прежних каютах, с балконом. Хотя, среди них немало и тех, кто сменил категорию судна, выбрал круиз меньшей продолжительности. А вот сегмент «люкс» и «премиум» остался на прежнем уровне, даже, возможно, и вырос.

 

- Круизные направления не изменились?

 

- Нет. Наиболее популярно Средиземное море, за ним идет Северная Европа, включая Британию с островами. А вот экзотика зимой слегка посыпалась, хотя ее и было всегда не так-то много.

 

- Туристы по-прежнему отдают предпочтение групповым выездам?

 

- Я бы так не сказал, наоборот, групп ежегодно становится все меньше и меньше, и нынешний год тут не исключение. По ряду причин. Так, на Средиземноморье - самом популярном европейском направлении, сегодня представлен самый большой в мире круизный флот, после Карибов, разумеется. Постоянно возрастает число лайнеров и в Юго-Восточной Азии. И потому сценариев возможного отдыха и поведения у круизных путешественников становится все больше. Одновременно, российские туристы и сами стали гораздо опытнее, и даже если они никогда не бывали в морском круизе, то наверняка многие из них успели побывать в местах захода круизных судов. Поэтому и не удивительно, что группы собираются все труднее и труднее, а индивидуалов все больше.

 

- Наверное, по той же причине сокращается и число береговых экскурсий?

 

- Действительно, продавать экскурсионные программы в Средиземном море становится все сложнее. По нашим данным, из ста круизных клиентов их приобретают в среднем 15-20-25 человек. Люди, как правило, бывали в тех местах, куда следует лайнер, а нередко и не один раз, и потому предпочитают сами посещать понравившиеся им городские или природные достопримечательности, или же присоединяться к более дешевым экскурсиям на берегу. Интересно, что сейчас все больше туристов ездят не как раньше посмотреть, а просто отдохнуть, погулять в излюбленных местах, не спеша позаниматься шопингом. Причем, такая тенденция наметилась уже давно, лет 5-7 назад. Просто нынешний спад высветил ее в полном объеме.

 

- Каковы на сегодня приоритеты в продаже туров компании «Нептун»?

 

- Назову три основных направления. В первую очередь, это недельные круизы по Западному Средиземноморью – из Неаполя, Генуи, Рима и Барселоны, а также Восточное Средиземноморье – прежде всего, из Венеции по Греческим островам. Прежде у нас, бесспорно, лидировал более интересный с экскурсионной точки зрения Запад, но в последнее время Восток постепенно начал его догонять. И третье направление: так называемая Транс-Средиземка или Большое Средиземноморье, соединяющее в себе Запад и Восток этого морского региона на таких рейсах, как, к примеру, Барселона – Венеция или Стамбул – Генуя. Они более продолжительны и составляют 10-12 или 14 дней, а соответственно, и более дорогие. Впрочем, есть и другие нестандартные морских походы, которые не входят ни в одну из трех названных групп, и по направлениям и по продолжительности. К примеру, компания Oceania Cruises предлагает интереснейший 9-дневный круиз вокруг итальянского побережья. Но таких туров совсем немного. Что же касается круизных компаний, то тут туристы как и раньше останавливают свой выбор на Royal Caribbean Cruise Line, Costa Cruises, Norwegian Cruise Line, MSC Cruises, а также более дорогих, но исключительно хороших Celebrity Cruise Line, Holland America Line, Oceania Cruises.

 

- Кстати, почему в вашем каталоге нынешнего сезона невидно предложений по Costa Cruises?

 

- Пока что мы не смогли договориться об условиях агентского сотрудничества с новым руководством этой круизной компании. Надеюсь, что это временно.

 

- Теперь вопрос о вашей Ассоциации. Как она поживает?

 

- Активность «Ассоциации круизных операторов» пока что незначительна. Мы не собирались на совещания с декабря прошлого года. Все пережили сильные потрясения в связи с кризисными событиями и вынуждены были заниматься лишь своими внутренними делами, на большее просто не хватало ни времени, ни сил. Но ситуация слегка изменилась в лучшую сторону. Поэтому надеюсь, что уже в середине или конце июля мы соберемся вместе и обсудим накопившиеся дела.

 

Подготовил Игорь Горностаев