Paromy-Glav-516

Для россиян главным паромным оператором в этом морском регионе в последние годы стала, безусловно, судоходная компания St. Peter Line. Отправляясь в походы с Морского вокзала Санкт-Петербурга, и следуя в основные порты Балтики – Хельсинки, Стокгольм и Таллин, эта российская компания остается практически вне конкуренции своих зарубежных коллег. Правда, уровень судов, которыми оперирует отечественный перевозчик, несколько ниже, но это с лихвой окупается таким важнейшим, а во многом и определяющим на сегодня показателем, как тарифы на перевозку, которые, вместе с многочисленными скидками, у St. Peter Line заметно ниже.

Кроме того, на всем пространстве Балтийского моря (за исключением Петербурга) в настоящее время активно работают несколько крупных зарубежных операторов паромов. И в первую очередь это, конечно же, Tallink Silja Line и Viking Line, а также Finnlines. Первые две компании справедливо считаются главными паромными игроками региона. Они ходят преимущественно между портами Швеции, Финляндии, Эстонии, а также Латвии. Их основным направлением при этом считается Стокгольм. На российском потребительском рынке самыми востребованными остаются финско-шведские маршруты, соединяющие, опять же Стокгольм с Хельсинки и Турку. Есть определенный спрос и на перевозки между Таллином и Хельсинки, менее востребованы морские линии Таллин - Стокгольм и Рига – Стокгольм, а также Хельсинки  - Травемюнде.

 

«Силья» и «Викинг»

 

SiljaVnutr516Только у Tallink Silja, или, как по старой памяти называют эту компанию, Silja Line, только у нее есть маршруты из Риги и Таллина в Стокгольм. Однако между финско-эстонской «Сильей» и «Викингом», формально считающимся финским, идет прямая конкуренция на линиях, соединяющих Хельсинки со Стокгольмом и Таллином. Чем же эти паромные перевозчики схожи и в чём принципиально отличаются?

Начать с того, что у Silja Line суда все-таки более молодые. Ее паромы, к тому же, считаются, если можно так сказать, интереснее, поскольку в большей степени похожи на современные круизные лайнеры. А на борту ее судов, обслуживающих стокгольмско-хельсинкские маршруты, есть фирменная «улица-променад», проходящая через все судно, на нее, в частности, выходят и многие внутренние каюты. Более качественные на паромах «Сильи» и каюты высокого уровня, такие как «Командор» и другие классы повышенной комфортности.

Тем не менее, стоит отметить тот факт, что Viking Line славится своим сравнительно новым судном Viking Grace - круизным пассажирско-автомобильным паромом вместимостью 2,8 тыс. пассажиров, работающим, к тому же, на газовом топливе. Однако, на судах «Викинга» расположение магазинов и кафе-баров, в отличие от «Сильи», традиционно бортовое. При этом обе компании регулярно проводят реновацию своих паромов. Причем, обновляют, в первую очередь, лайнеры, обслуживающие морскую трассу между финской и шведской столицами.

viking grace2PДалее, тарифы двух паромных компаний в целом примерно одинаковые, хотя принято считать, что на «столичной» линии «Силья» они все же дороже. Что касается сервисных концепций обоих операторов, то они уже долгие годы неизменны. На борту работают кафе и рестораны, представлены шоу-программы, есть дискотеки, казино и игровые автоматы. В области питания и судовых развлечений, отмечают эксперты, компании во многом однотипны и равноценны, а потому сравнивать их по этому показателю непросто. Многое тут зависит от вкуса конкретного пассажира.

Исторически сложилось так, что Viking Line возит больше шведов, в его оппонент – финских пассажиров. У турагентств свой взгляд на этот вопрос. Так, тем путешественникам, которые впервые отправляются в паромный тур, они, как правило, рекомендуют более яркую «Силью». А постоянных клиентов паромов обычно уже самих в большей степени привлекает «Викинг», где бортовая атмосфера более спокойная.

Остается сказать и об одном принципиальном изменении, представленном на морской линии Таллин – Хельсинки. В последние 5-7 лет здесь стали ходить большие скоростные паромы. На них пассажиры приобретают в основном палубные билеты, поскольку продолжительность их переходов между портами не превышает 2-2,5 часа. На борту много различных ресторанов, в которых пассажиры чаще всего и проводят время в пути. Тем не менее, отдельные каюты на скоростных судах есть, но выкупают их крайне редко.

 

Finnlines  идет в Германию

 

Finnlines Gl 516PМорскую трассу между Финляндией и Германией, из Хельсинки до портаТравемюнде, находящегося в 80 км от Гамбурга, обслуживает паромная компания Finnlines. По этому маршруту ее суда ходят 6 раз в неделю в межсезонье и ежедневно летом. Время в пути составляет 27 часов. В новогодний период стоимость поездки в каюте для четырех человек и перевозки одного автомобиля составляла порядка 600 евро. В обычное время тарифы заметно ниже.

Основные российские потребители паромного продукта «Финлайнс» – автотуристы, которые отправляются в Европу в длительные поездки. На судах этой компании используется иная, в отличие от «Викинга» и "Сильи", концепция обслуживания пассажиров. Она сразу же бросается в глаза: на борту мало развлечений – нет дискотек, шумных баров. Судоходная компания одновременно перевозит значительные объемы грузов, и, в связи с этим, на ее далеко немаленьких грузопассажирских паромах  размещаются не более 500 пассажиров. Для сравнения, паромные суда, курсирующие между Финляндией и Швецией, вмещают 2,5-3 тыс. пассажиров.

Это обстоятельство, впрочем, не мешает тому, что на теплоходах Finnlines находятся отличные рестораны, где всегда можно вкусно поесть и отведать хорошего вина. Достаточно комфортные на борту и пассажирские каюты. Для спокойного размеренного отдыха путешественников, таким образом, созданы все условия. Кроме того, отметим, компания дает скидку в 20% при поездке в обе стороны, что, конечно же, привлекает ей дополнительных клиентов.

 

Комбинированные перевозки

 

tt-line 416PТем россиянам, кто едет на автомобилях в Европу, могут быть интересны и комбинированные паромные маршруты. К примеру, через Финляндию и Швецию и далее морским путем до Копенгагена, или через шведский юг - из Мальме (Мальмё) в Травемюнде. На этом направлении работает паромный оператор Nordlink, одна из дочерних компаний Finnlines. Есть также компании TT-Line и Stena Line, суда которых ходят между Швецией и Германией - из шведского Трелеборга в немецкие Росток, Засниц и Травемюнде. Они предлагают, в том числе, и комфортные ночные варианты паромной транспортировки.

На многих морских направлениях, соединяющих берега Германии со Швецией и Финляндией, действует раннее бронирование, которое позволяет несколько сэкономить на перевозке. Так, на финской линии четырем пассажирам с машиной проезд обойдется в среднем в 350 евро в одну сторону. На шведско-германском направлении, при раннем бронировании, каюта на ночном пароме для двух человек и перевозка машины будут стоить примерно 100 евро. 

 

Российский пассажиропоток

 

DSDF-516PТуристы из России отправляются в паромные путешествия, главным образом, летом, а также в различные праздничные даты. В прошлом, да и в нынешнем году, отмечают участники рынка, спрос на паромные туры упал весьма значительно. В том числе и по Финляндии, поскольку количество автобусных групп резко сократилось, в лучшем случае, вдвое. Кстати, российские туристические автобусы обычно предпочитают следовать по маршруту Турку – Стокгольм и обратно. В то же время, прошедшей зимой в Швецию и Норвегию из нашей страны отправилось немало целевых группы горнолыжников, следовавших «туда и обратно» на судах Silja Line и Viking Line. Морской путь для них оказался более приемлем по цене, чем воздушный.

Российских клиентов на зарубежных пассажирских паромах в настоящее время немного. Так, по оценкам экспертов, на довольно популярных на западе морских маршрутах между Норвегией и Германий, к примеру, Осло – Киль компании Color Line, россиян за год вряд ли набирается более тысячи человек, что значительно меньше одного процента. На это направление выходят, как правило, автотуристы, следующие по европейским маршрутам на своих личных авто. В то же время, более значительный процент россиян, по мнению участников рынка, путешествует с Finnlines. По их оценке, объем пассажиров из нашей страны на судах этой компании, даже в нынешний кризисный период, находится в диапазоне 5-8%.

Еще один популярный морской маршрут – между Осло и Копенгагеном - обслуживается крупной паромной компании DFDS Seaways, имеющей в Питере свои грузовые подразделения. Он всегда пользовался спросом у автобусных операторов из России, предлагавшим туристам Норвегию и Данию в одном туре. Но сейчас рынок зарубежных поездок на автобусах, как уже отмечалось, имеет тенденцию к падению.

 

Компании и их агенты

 

ParomCentr-2-516HУ отечественной компании St. PeterLine в России около сотни агентов, которые с разной степенью активности продающих ее паромно-круизную перевозку. У Silja Line и Viking Line основные российские агенты по продаже находятся в Петербурге, отчасти в Москве и некоторых других городах. У Silja их около 40, а у Viking не более 15. Из них активно работающих - не более половины у каждой компании. Значительная часть агентских фирм при этом сотрудничает с автобусными операторами.

Самих продавцов билетов на морские паромы, таким образом, в нашей стране не так и много. При этом наибольший объем реализации паромной перевозки для индивидуалов приходится на питерскую компанию «Паромный Центр». По оценкам его специалистов, 75% проездных документов туркомпания реализует самостоятельно, а оставшиеся 25% - через своих агентов. Лидером паромных продаж для автобусных туров долгое время был ведущий питерский туроператор «Нева», а после его банкротства два года назад вакантное место заняли другие туристические компании Северной столицы - «Вест Тревел» и «Бон Тур».

«Паромный Центр» при этом выступает главным официальным представителем паромного оператора Finnlines по продажам в России. Отметим, «Силья» и «Викинг» не предоставляют своим партнерам статуса генагента. Эти операторы также ведут разную финансовую политику на российском и международном рынках.

В последнее время паромные компании все в большем объеме реализуют билеты на свои суда через собственную систему онлайн продаж. На сайтах многих агентов компаний также установлена их электронная система продаж в режиме реального времени. Причем приобретение перевозки в турфирмах нередко бывает удобнее и даже выгоднее, чем если делать это напрямую. Агенты, в частности, могут предоставлять дополнительные скидки. К тому же, в отличие от судоходной компании, во многих случаях они позволяют после операции бронирования вносить оплату не сразу, а, как правило, в течение суток, а иногда и больше.

 

Подготовил Игорь Горностаев