Cruises CyM G 10

В сентябре прошлого года президент России Владимир Путин поручил организовать с 2017 года на время туристического сезона регулярное морское пассажирское сообщение между Крымом и черноморским побережьем Кавказа, которое существовало еще в советское время.

О возможности реализации намеченных главой государства морских планов говорилось на юбилейном 15-м заседании Морской коллегии при правительстве РФ, прошедшем в конце декабря в Севастополе.

Cruises CyM 1Председательствующий вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил о необходимости оперативного налаживания пассажирского сообщения по морю между двумя курортными зонами, поскольку сделать это требуется уже к началу нынешнего лета. Однако, по словам главы республики Крым Сергея Аксенова, запуск скоростного движения между этими пунктами нерентабелен и бесперспективен. Даже в высокий сезон для того, чтобы получить рентабельность хотя бы на уровне 10%, билет на эту морскую перевозку должен стоить свыше 4,5 тыс. рублей, что, отметил Аксенов, приводит к весьма низкому спросу. В 2014 году на линии Анапа – Ялта уже курсировал скоростной катамаран вместимостью 250 пассажиров. И его средняя загрузка составляла примерно 35 мест.

В свою очередь, заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский отметил, что пункты Крыма и Кавказа необходимо связать не скоростными, а регулярными круизными маршрутами. Что позволит предложить туристам не еще один способ транспортной доставки, а дополнительный вид отдыха. Кроме того, замминистра сообщил, что Крым следует связать круизным сообщением не только с черноморским побережьем Кавказа, но и с Турцией. Круизную линию можно расширить за счет включения Стамбула в маршрут движения круизного судна.

В декабре российская сторона получила согласие турецких властей на заход в стамбульский порт круизных судов, которые будут также заходить в порты Крыма и Кавказа. Разрешение дано, несмотря на санкции Евросоюза, ограничивающие судозаходы в крымские гавани. Причем произошло это далеко не сразу, а после долгих и непростых переговоров, отметил Виктор Олерский.

Cruises CyM 2Таким образом, в планируемый круизный маршрут войдут такие пункты, как Сочи, Новороссийск, Ялта, Севастополь, а теперь и Стамбул. Продолжительность морского тура составит семь дней. Одновременно нужно тщательно проработать и визовой вопрос. На заседании было решено, что Севастополь и Ялта войдут в список тех портов, где пассажиры круизных и паромных лайнеров смогут находиться без виз в течение 72 часов. Что позволит привлечь на российские круизы и иностранных туристов, прежде всего турецких.

На возрождаемом крымско-кавказском маршруте планируется поставить круизное судно вместимостью до тысячи пассажиров. В настоящее время стоимость таких судов на рынке, при условии их приобретения в операционный лизинг, составляет порядка $10-12 млн. Банк «Россия» уже предварительно подтвердил возможность финансовой поддержки такой операции.

По мнению специалистов Минтранса, круизный лайнер в первое время сможет наиболее эффективно обслуживать планируемую линию с конца апреля до начала октября, что составит порядка 160 суток. По подсчетам, при таком количестве эксплуатационных дней и средней загрузке 500 пассажиров в круизе, убыток составит 47 млн рублей в год, а по итогам финансового года – 200 млн. В то же время, проект выйдет на операционную прибыль при росте заполняемости судна до более чем 750 пассажиров и увеличении эксплуатационного периода, в перспективе – вплоть до круглогодичного. В связи с чем, заявил Виктор Олерский, требуется серьезная поддержка со стороны Федерального агентства по туризму. А от министерства финансов, отметил он, нужно дополнительное финансирование, по крайней мере, в первые два года.

Cruises CyM 10Дмитрий Рогозин предложил позже обсудить возможность организации строительства круизных лайнеров на российских верфях. Как подтвердил глава Республики Крым Сергей Аксёнов, крымские предприятия – заводы «Залив» и «Море», готовы произвести суда такого класса. Детально проработать этот вопрос, в том числе и с участием конкретных производителей, решено уже в январе.

В заключение своего выступления Виктор Олерский подчеркнул, что поручение президента РФ не выполнить невозможно, и Минтранс отдает себе в этом полный отчет. Курортный сезон приближается, поэтому оперативно, в течение месяца, ведомство собирается выработать решение о подключении представителей бизнеса к намеченной работе. И если это по каким-то причинам окажется невозможным, то в роли исполнителя будет выступать, скорее всего, «Росморпорт». Причем, эта структура министерства транспорта не станет сама заниматься организацией круизных поездок, а передаст лайнер оператору, который сможет выполнить намеченную задачу.

 

 Иван Коблов