В последнее время Россию все чаще посещают представители ведущих круизных компаний мира. Причем, интерес к нашей стране у организаторов морских вояжей, славящихся своей определенной консервативностью, проснулся, в общем-то, не так давно. Впервые на новый для него рынок международный круизный бомонд обратил внимание после известных трагических событий сентября 2001 года в Нью-Йорке. Именно они послужили причиной тому, что американские туристы, а вслед за ними и европейские, на следующий год практически перестали ездить в морские путешествия. При этом практически единственным потребительским рынком, который ни только не сокращался, но даже наоборот рос – стал рынок российский. Серьезное снижение тарифов у всех морских операторов и судовладельцев способствовало притоку на их суда значительного числа бесстрашных россиян.

Второй раз международной индустрии морских путешествий Россия напомнила о себе в 2004 году. На этот период как раз пришелся самый значительный рост числа наших круизных пассажиров, составивший 22% за год. Причем, как с радостью констатировали круизные мэтры, на лайнерах россияне выкупают наиболее дорогие каюты. Они также немало тратят в ресторанах и магазинах судов, уступая в том, да и то не всегда, лишь арабским шейхам. Весь этот арсенал и заставил круизные компании повернуться лицом к поистине «дорогим российским гостям». В Россию на встречу с представителями местного турбизнеса отправились первые лица многих известных морских операторов: Royal Caribbean & Celebrity – мировой круизной компании №2, Silversea - компании шикарных путешествий наиболее высокого уровня «6 звезд», MSC Cruises, Norwegian Cruise Line (NCL) и ряда других. И вот в начале сентября в Москве впервые побывал представитель самой большой круизной компании мира. Им стал Джеффри Уайнсток - вице - президент Carnival Cruise Lines.
На встрече с руководителями российских туроператораторских фирм и представителями прессы г-н Уайнсток, кстати, курирующий развитие европейских продаж компании, сообщил собравшимся главную новость: в следующем году у берегов Европы Carnival Cruise планирует держать не один, как в этом сезоне, а уже два своих пассажирских лайнера. Однако, вопреки очевидному намерению топ-менеджера крупнейшего круизного предприятия, это сообщение ни только не стало сенсацией, но и вообще было воспринято достаточно спокойно. Впрочем, реакция вполне адекватная и иной от отечественных профессионалов морского круизного бизнеса вряд ли стоило ожидать.
Вдвое больше морских лайнеров
Американский круизный холдинг Carnival Corporation, штаб-квартира которого находится в Майами, Флорида, включает в себя 10 круизных компаний, оперирующих в общей сложности 89 теплоходами. В прошлом году на их бортах побывало более 3,5 млн путешественников. Сюда, кроме Carnival Cruise Line, входят и такие всемирно известные бренды, как Princess Cruises, Costa Cruises, Holland America Line, Cunard Line, Windstar Cruises и The Yachts of Seaborn. Крупнейшей компанией объединения считается Carnival Cruise Lines, которая оперирует 22 лайнерами. К 2011 году общий флот холдинга увеличится еще на 17 новых пассажирских судов.
Сейчас руководство корпорации Carnival громогласно заявляет, что собирается и дальше расширять свое присутствие во всех странах мира. А ведь еще совсем недавно, лет 5-7 назад, компания позиционировала себя как чисто американская. И ее маршруты действительно ограничивались Карибским бассейном, Западным побережьем США и походами к берегам Мексики и Аляски. Поэтому настоящей сенсацией в свое время стало намерение судовладельца направить летом 2005 году в Европу один из своих лучших лайнеров – Carnival Liberty. Начав с 8 рейсов, Liberty следующим летом выполнил уже 15 круизов. К началу нынешнего сезона его на европейских морских трассах заменил Carnival Freedom - новое судно, в марте сошедшее с венецианских судостроительных стапелей. На нынешний год на нем запланировано проведение уже 21-го морского тура.
Точное количество российских туристов, побывавших на судах Carnival в Европе, г-н Уайнсток назвать отказался. Сообщил только, что «за эти годы российский потребительский рынок удвоился». По оценкам же туроператоров, в прошлом году на борту Carnival Liberty побывало более тысячи россиян, а в этом сезоне, уже Carnival Freedom, посетят примерно 1,5 тысячи наших сограждан. Как видим, цифры не сопоставимые с показателями Старого и особенно Нового Света.
В следующем сезоне-2008 «мировой морской оператор №1» будет представлен в Европе лайнером Carnival Freedom, продолжающий и сейчас бороздит Средиземноморье, а вместе с ним - и новым теплоходом Carnival Splendor. Это пассажирское судно сойдет также со судостроительных стапелей Венеции в начале следующего лета. Основные характеристики «Сплендора» таковы: длина 290 м, водоизмещение 113,2 тыс. т., 13 пассажирских палуб, вместимость более 3 тыс. пассажиров и 1150 человек персонала. В 2008 году Carnival Cruise представит почитателям теплоходного отдыха четыре европейских круизных маршрута. В их числе на теплоходе Carnival Splendor, который будет выходить из нового для компании английского порта Дувр, и отправляться в порты Копенгагена, Хельсинки, Таллинна и Санкт-Петербурга.
Впрочем, как считают в ряде московских турфирм, специализирующихся на реализации морских круизов, даже то обстоятельство, что судно Carnival впервые в своей истории отправится в нашу Северную столицу, вряд ли это будет способствовать дополнительному притоку на него россиян. Североевропейские направления круизных туров никогда не были особо востребованным у наших людей. Интерес у них просыпается обычно в случаях, если эти путешествия начинать и заканчивать на российской территории – в том же Питере или Калининграде. Однако чтобы кто-то из операторов организовал для россиян круговые морские туры на Carnival Splendor из Петербурга, как отмечают эксперты, весьма маловероятно. По крайней мере, для ближайшего сезона.
Но даже если это непростое мероприятие и выгорит, если кому-то вдруг удастся выкупить к следующему лету петербургские блоки у компании, то и в этом случае, считают профессионалы, вряд ли стоит рассчитывать на массовый турпоток. Прежде всего потому, что в круизы из Санкт-Петербурга туристам предлагает отправиться и на ряде других зарубежных компаний. Это - MSC Cruises на своих лайнерах MSC Opera и MSC Lirika, а также круизные компании Norwegian Cruise Line (судно Norwegian Dream) и Costa Cruises (Costa Magica). Так что, судя по всему и год спустя основным круизом у берегов Европы для Carnival останется полюбившейся многим тур по Западному Средиземноморью: Рим (Чивитавеккья) – Неаполь – Венеция – Дубровник – Сицилия – Барселона – Канны – Ливорно – Рим.
Как отмечают в турфирмах, одним из ощутимых преимуществ Carnival служат весьма умеренные цены при раннем бронировании круизного тура. Судите сами: $1,2 тыс. на человека за 12 дней путешествия (т.е. около $100 в сутки), пусть в «темной», без окна, каюте, но при полном пансионе. Такие тарифы наверняка заинтересуют многих. У компании также имеются специальные программы и скидки для групп путешественников. И еще один принципиально важный факт. Расхожие заблуждения, что в морские круизы отправляются либо пожилые, либо молодые, наглядно опровергают исследования специалистов Carnival: средний возраста клиентов этой компании не превышает 49 лет, а их усредненный ежемесячный доход - $6 тыс. Остается добавить, что агентами Carnival в России являются специализированные московские туркомпании «Атлантис Лайн», «Нептун» и «Бриз Лайн».
Что было – что будет
Морские круизы - относительно молодой бизнес, возраст которого, по большому счету, насчитывает менее полувека. За это время в теплоходных путешествиях, по подсчетам специалистов, побывало около 100 млн человек. Причем, львиная доля этого объема туристов пришлась на последние десятилетие. Наиболее удачным в этом плане стал прошлый год, когда в морские и океанские странствия отправились 12 млн туристов, что на 7,4 % больше, чем годом раньше. Впрочем, нынешний год также обещает быть рекордным по числу поклонников этого вида отдыха.
Динамику роста круизных пассажиров можно наглядно отследить на примере деятельности той же круизной компании Carnival. В 1970 году она перевезла всего около 400 тыс. пассажиров. В прошлом 2006 году этот показатель дошел до небывалой для одной круизной структуры отметки - 3,5 млн человек. Ежегодное увеличение пассажиропотока при этом в последние несколько лет не опускается ниже ежегодных 7-8 %. 84 % круизных пассажиров – представители североамериканского континента. Однако в США ежегодное увеличение числа круизёров составляет лишь 4,2 %, в то время как на остальной мир приходится рост в 25 %.
Так что, перспективы у морских круизов, считают в крупных операторских компаниях, огромнейшие. Ведь даже в США – главном круизном рынке мира, в морских турах принимали участие лишь 15% населения. В течение ближайших пяти лет туристические судовладельцы планируют построить в общей сложности 62 новых пассажирских лайнера. Наметившаяся тенденция развития мирового круизного рынка в Европе следующие. Ожидается, что в ближайшие годы появятся ряд новых морских и океанских маршрутов. Также заработают и новые пассажирские порты, в которых будут начаться и завершаться теплоходные странствия. Спрос на них, считают эксперты, будет расти и дальше, а значит увеличится и флот. И в то же время, по прогнозам аналитиков, продолжат расти и тарифы на морские туры.
Игорь Васильев