Turinfo-Gl

«Круиз на океанском лайнере» – это даже звучит дорого. В сознании российского туриста круизы все еще остаются недосягаемой роскошью. Этот специфический продукт, как правило, плохо знают и турагенты, относя все круизы к luxury-сегменту для узкого круга потребителей. Однако морские путешествия независимо от направления могут быть вполне доступны.

Круизные операторы приучили своих клиентов к раннему бронированию с высоким дисконтом. Более того, в профессиональном обиходе все чаще можно услышать оборот «круизные лоукосты». Что это? Сезонные маркетинговые решения или формирование новой продуктовой ниши?

Этой зимой, в разгар кризиса, круизы стали единственным сегментом на выездном направлении, который сохранил тренд на увеличение продаж. Рынок морских путешествий и в прежние кризисные периоды сохранял стабильность. Традиционно причину устойчивости специалисты объясняли особенностью потребительского спроса – богатые клиенты могли себе позволить прогулки по Карибскому бассейну и в кризис. Большая возвратность круизных туристов и в этом кризисном году обеспечила уверенные продажи, но наметился новый тренд – перераспределение спроса и заметное увеличение продаж экономичного круизного продукта.

 

Turinfo-5Старый новый тренд

«Возможно для людей, которые впервые обратили внимание на круизы, в том числе для турагентов, стало новостью, что на рынке достаточно недорогих предложений морских круизов, но это не новая тенденция» – говорит руководитель департамента круизов компании PAC Group Михаил Фельдман. Существует достаточно круизов по любым маршрутам и в высоком, и в среднем, и в экономичном ценовом сегменте. Другое дело, что до кризиса 2008 года был выше средний чек. В это время и сформировался стереотип о исключительной дороговизне круизов. После снижение спроса на европейских рынках в 2008-м году продукт впервые ощутил на себе отток спроса, и круизные компании начали понижать цену.

Стоимость ряда летних круизов по Средиземному морю в 2011 году снизилась на 50% - небывалое падение для высокого сезона. Западные эксперты винили в снижении продаж волнения в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Из-за революций, прокатившихся по Африке, от круизов отказались американские туристы, которые составляли значительную часть путешественников на Средиземноморских маршрутах. В эти годы круизные компании одна за другой приняли решение перебазировать свои суда из Карибского региона в Европу, что обернулось наличием избыточного предложения. Кроме того, ежегодно с верфей спускают новые суда, которые операторам также нужно загружать туристами.

 

Про флот

Круизный рынок, несмотря на свою внушительную историю, до сих пор является одним из самых динамично развивающихся секторов туристического бизнеса. Компании вкладывают колоссальные инвестиции в строительство и запуск новых лайнеров.

«Круизные компании ежегодно спускают на воду несколько новых судов – больших лайнеров на 3-4 тысячи человек. Эти суда нужно заполнять. Чем крупнее корабль, тем у круизного оператора больше кают бюджетного класса, соответственно на рынке появляется больше низкоценовых предложений».

Безусловно, такое увеличение круизного флота основано как на текущем спросе, так и на его прогнозах. При этом, по мнению Михаила Фельдмана, cама емкость рынка соответствует спросу. «Точечное снижение цены – это маркетингновая технология для обеспечения загрузки в низкий сезон, а не общая тенденция на круизном рынке», – говорит эксперт.

 

Turinfo-4Про сезонность

Сезонность зависит от региона плавания. Для круизов по Южной Америке высоким сезоном является наша зима, для Средиземноморья, соответственно, лето. Для того чтобы загружать свои емкости круглогодично, круизные компании выстраивают очень лояльную ценовую политику в низкий сезон.

Кроме цены покупательская активность поддерживается формированием специальной зимней продуктовой линейки. Операторы расширяют список бесплатных услуг для бюджетной каюты, включают в стоимость билета напитки, интернет на лайнере и другие опции, которые в летний сезон для дешевого класса предлагается за дополнительную плату.

Несмотря на более выгодные предложения в низкий сезон, эксперты обращают внимание на то, что перемещения клиентов из высокого сезона в низкий не происходит. При этом наблюдается разная динамика увеличения количества пассажиров в летний и зимний сезон. До 2014 года количество продаж летом росло на 25-30%, зимой – на 40-50%. В кризис динамика снизилась, но остается положительной.

«Зима, говоря о смещении спроса в пользу экономичности, хороший пример, потому что все последние годы, включая кризисные, продажи идут с увеличением. И даже в сезон 2015-2016 круизы наших партнеров MSC Cruises показали рост продаж 11%. Это единственный сегмент на выездном рынке, который сохранил тренд на увеличение», - подтверждает вышесказанное Михаил Фельдман.

 

Круизные перспективы

Круизные компании по разным критериям можно отнести к разным классам. Но на данный момент, как полагают эксперты, не идет речи о появлении нового круизного сегмента. И нет оснований полагать, что кто-то из круизных операторов переформатирует свою деятельность в соответствии с low cost бизнес-моделью, которая предполагает снижение цены за счет ограничения сервисов и набора услуг. На борту круизного лайнера таких ограничений нет. Пассажиры, приобретающие круизы, в рамках акций и сезонных предложений получают тот же объем услуг на борту, что и пассажиры, купившие более дорогое размещение. Т.е. возможности и услуги на борту не зависят от условий размещения.

Эксперты подчеркивают, особенное позиционирование бюджетного сегмента на российском рынке, отмеченное в этом сезоне, объясняется лишь смещением спроса.  «Сейчас больше внимание к круизному направлению, как к таковому. Я думаю, это произошло оттого, что в кризис у агентского туристического сектора появилось время остановиться и внимательнее посмотреть, на продукт, присутствующий на рынке. А у круизов по-прежнему очень большой потенциал. То, что у морских путешествий всегда было много преимуществ, в том числе ценовых, до сих пор на рынке многие не знают».

Резюмируя слова экспертов, можно сделать вывод: основные преимущества, которые в этом сезоне сработали на рост популярности круизов - это широкий спектр включенных услуг (любимый all inclusive или близко к нему), и большая вариативность ценовых уровней. Т.е. если знать что, где и когда бронировать - можно встретить очень экономичные предложения.

На самом массовом круизном направлении для россиян – в Средиземноморье, март-апрель еще считается низким сезоном, хотя уже и с поступательным движением наверх. Тем не менее, здесь еще можно встретить предложения операторов за 300-400 евро на неделю. Даже при нынешнем курсе и дополнительных затратах на перелет, это вполне доступная цена. Зимними хитами 2016 года стали круизы из Объединенных Арабских Эмиратов по Персидскому заливу, а также новое предложение – безвизовые круизы по Карибскому морю из Гаваны. Цена на недельный круиз начиналась от 350 евро.

Одно из самых выгодных предложений этой зимы звучало так: 10-дневный круиз по Карибским островам на пятизвездном лайнере с полным пансионом, включая напитки. Вместе с перелетом Москва - Нью-Йорк - Москва стоимость на двоих составила 120 тыс. рублей.

Turinfo-2-End

«Туринфо»