Шайхуллина Жанна 2Рублевая девальвация, случившаяся в конце прошлого года, серьезно ударила по российской индустрии путешествий, в том числе и морскому круизному бизнесу. В первые и последующие дни число заказов снизилось чуть ли не до нуля, опустели офисы продаж, молчали телефоны… Операторы крепились, но дальнейшая неизвестность не могла не действовать удручающе. Прояснила ситуацию последующая стабилизация валютного курса: продажи, пусть не так бойко как раньше, но продолжились. О том, что сегодня происходит на российском рынке морских путешествий, рассказывает исполнительный директор компании «ВИП Круиз Интернешнл»  Жанна Шайхуллина.

- Действительно, круизные объемы в нынешнем сезоне просели в среднем на 30%. В то же время, ситуация на рынке в настоящее время стабилизировалась. Хотя, любые нынешние валютные взлеты и падения по-прежнему в полной мере отражаются на нашей работе. Туристы, в свою очередь, стали более внимательно отслеживать тарифные акции, активно проводимые рядом круизных компаний. Так, весьма интересно предложение MSC Cruises «96 часов», оно подразумевает приобретение круиза по довольно выгодной цене при условии 100-процентной его оплаты при бронировании. Воспользовавшись таким предложением, можно за 500 евро стать обладателем каюты с балконом на 7-дневном круизе по Средиземноморью.

Обычных же бронирований круизных туров, как было прежде, стало заметно меньше. Круизёры явно почувствовали вкус бонусов. Таких, к примеру, когда компании предоставляются клиентам 2-3 бесплатные береговые экскурсии. Кстати, экскурсионных туров тоже приобретают меньше. Хотя, «вина» в том не только туристов. Дело в том, что упала и средняя глубина продаж: если раньше она доходила до полугода и более, то теперь не превышает 2-3 месяца. К тому же, очень многие путешественники приобретают туры буквально в самый последний момент. И если еще год назад мы закрывали продажи, как правило, за месяц до отправления лайнера, то теперь вынуждены это делать тоже в крайне ограниченные сроки. Из-за чего не остается времени на заказ дополнительных экскурсионных программ на русском языке. Стоит также добавить, что число русскоязычных групп также заметно сократилось.

Новых туристов, желающих побывать в морских круизах, в наш офис теперь приходит немного. Выручают постоянные клиенты, причем, это далеко не только те из них, кто выбирает каюты «люкс» и суда 4-5 звезд. Наиболее высоким спросом в общей потребительской массе пользуются лайнеры менее дорогих круизных компаний класса «стандарт» - Costa Cruises, Royal Caribbean, Norwegian Cruise Line. Они же, кстати, продолжают, как и прежде, поддерживать русскоязычный сервис.

Основным круизным направлением на сегодня остается Средиземное море. В числе наиболее востребованных – также прежние маршруты известных компаний, что берут начало и завершаются, главным образом, в портах Барселоны, Рима (Чивитавеккья) и Венеции. Далее по востребованности следуют предложения MSC Cruises – из Сочи и Санкт-Петербурга, но они стоят уже несколько дороже.

Что же касается дальнейших круизных перспектив, то не думаю, что в середине лета стоит ожидать серьезного увеличения круизного спроса. В том числе и потому, что само понятие «высокий сезон» в российском круизном бизнесе уже не первый год несколько размыто. Многие туристы, к примеру, отдающие предпочтение познавательной, а не пляжной составляющей морского путешествия, предпочитая отправляться в плавания осенью, в «бархатный сезон», когда осмотр достопримечательностей более комфортен, да и расценки ниже. Так что, если не будет новых валютных или других глобальных потрясений, то, надеюсь, нынешняя тенденция сохранится, по крайней мере, до конца года.

 

Подготовил Игорь Горностаев