Карманова Е. - 2Период полного зимнего застоя в отрасли морских круизов в России сменился ее возрождениям. С начала высокого сезона объем продаж явно возрос и его показатели в настоящее время, по оценкам самих участников рынка, на треть меньше прошлогодних, либо, по другим данным, вполне сопоставимы с ними. Но даже если брать во внимание последний вариант развития событий, то все равно уровень доходов операторских и агентских компаний, специализирующихся на морских путешествиях, окажется в результате значительно ниже прошлого года, то же, кстати, весьма проблемного. Почему так происходит? Об этом рассказывает директор по PR и маркетингу компании «Виа Марис» Елена Карманова:

- Сейчас продажи морских круизов идут довольно активно, однако средний ценник, не считая отдельных вкраплений, весьма низкий - где-то вдвое ниже прошлогоднего. Так что, несмотря даже на то, что объемы реализации находятся на уровне прошлого лета, доход получается небольшим, ведь мы же живем с процентов от продаж. К тому же, очень много круизов, как никогда прежде, бронируют и приобретают в самый последний момент. Даже наиболее дорогие каюты. Недавно был просто анекдотический случай, когда мы продали клиентам из Петербурга тур в среду, а в плавание они отправились … в четверг, на следующий день. Ничего похожего в своей практике я припомнить не могу. Глубина продаж, как видите, неимоверно низкая. При этом, что интересно, практически в прежних объемах бронируют 16-й год, но скажу откровенно, каждый раз нас это сильно удивляет, поскольку в подавляющем большинстве спрашивают лишь текущий, максимум следующий месяц.

В то же время, круизные тарифы на ряде направлений, прежде всего незагруженных, у всех компаний в этом году заметно упали. Так, Costa Cruises предлагает недельный круиз за 249 евро. Аналогичные расценки и на ряде лайнеров других компании. Да и туристы на первое место ставят теперь цену поездки. Даже те, кто раньше не особо присматривался к расценкам, стали считать деньги. Самые массовые направления, как и прежде - Средиземноморье и далее Северная Европа. На первом месте по востребованности у нашей компании стоят массовые недельные туры компании Costa Cruises, за ними идут предложения Norwegian Cruise Line, потом Holland America, хотя тарифы у этого оператора низкими и не назовешь.

Спад в российской отрасли морских круизов начался, хочу это отметить, еще в феврале прошлого года. Хотя, если бы не осенний кризис, то, наверняка можно было бы говорить, что 2014 год мы отработали хорошо. Считаю, что в 2015 году общее число клиентов у «Виа Мариса» будет больше, чем годом ранее. (При условии, конечно же, отсутствия глобальных сдвигов в макроэкономике.) Однако, как я уже говорила, средняя ценовая категория сейчас провалилась, а потому не стоит надеяться на особые прибыли. Все дело в размере тарифов, которые российские туркомпании не формируют. Да, мы не так сильно рискуем, как остальные наши коллеги, поскольку не берем блоки мест и потому не «горим» в кризисных случаях. Но в то же время, и не можем при необходимости изменить цены на предлагаемые морские круизы.

 

Подготовил Игорь Горностаев