Мелититский 715С марта число круизных клиентов туроператора «Бриз Лайн» начало постепенно нарастать. До этого же, в январе – феврале, общее количество туристов компании, по сравнению с данными годичной давности, снизилось на 50%. А с начала лета, отмечает заместитель директора «Бриз Лайн» Илья Милитицкий, показатели выходят уже на уровень 2014 года, хотя по суммарному количеству путешествующих вряд ли за текущий год дойдут до них. Тем не менее, сейчас на рынке морских путешествий, по его определению, «довольно живенько».

Оживление – оживлением, но, для сравнения, еще год назад где-то в середине июня круизных мест не было не только на этот месяц, но и на весь июль, а компания допродавала остатки круизов на август. Средняя глубина бронирования составляла тогда 7-8 месяцев. Постоянные клиенты отлично знали, что чем раньше они забронируют тур, то тем дешевле он им обойдется. Теперь все изменилось кардинально. Если сейчас почти что нормой стала покупка путевки за 3-4 недели до отправления лайнера, то тогда никого не удивляли бронирования круизных туров за 1,5 года до его начала. И это на российском-то рынке, известном своими сиюминутными приобретениями.

Но как раз сиюминутность стала характерной чертой именно нынешних потребителей. Которых, впрочем, тоже нетрудно понять: валютных курс хотя и зафиксировался, но все равно продолжает плавать, и главное, неизвестно, что с ним будет происходить дальше. Любые маломальские колебания валюты в «Бризе» ощущают в полной мере. «Я бы согласился даже, чтобы курс доллара поднялся до 60 рублей,- говорит Милитицкий, - но чтобы он только оставался полностью стабильным».

В то же время круизные компании Princess Cruises и Cunard Line, эксклюзивными представителями которых в России выступает «Бриз Лайн», помогают туроператору пережить непростое время, введя на российском рынке небывало низкие тарифы. За 399 евро у одной судовладельца и 459 долларов у другого, можно приобрести недельный круиз по Средиземному морю. Кроме того, существенным подспорьем для «Бриза» стали и 12-дневные круизы из Санкт-Петербурга компании Princess, ставшие хитом продаж. Они выполняются на новом лайнере Regal Princess, чья вместимость составляет 3,6 тыс. пассажиров. Эти морские походы по столицам Северной Европы пользуются повышенным спросом у путешественников, не смотря даже на то, что средиземноморские круизы нередко обходятся им дешевле. В прошлом году питерские маршруты тоже выполнялись, и тоже были весьма популярны, но нынешним летом российская компания имеет на них примерно вдвое больше мест. 

Тем не менее, подчеркивает Илья Милитицкий, сегодняшняя финансовая ситуация в круизном бизнесе довольно сложная. С одной стороны, идет рост объемов продаж, с другой – круизные тарифы, с которых и операторы и агенты получают свои проценты, снижаются. Опять же, валютный курс увеличился где-то в 1,5 раза, а значит, в рублевом эквиваленте комиссионные выросли, но с судовладельцами в любом случае надо расплачиваться в евро или долларах. Словом, еще предстоит сесть и внимательно подсчитать, что осталось у представителей круизных компаний.

Хотя в дальнейшем, вполне возможен как рост продаж, так даже и увеличение глубины бронирования. Для сравнения, еще год назад в это же время «Бриз Лайна» уже вовсю продавал новогодние туры. И пусть сегодня спрос растет не так быстро, как хотелось бы,  тем не менее, у клиентов компании постепенно начал просыпаться интерес к одному качественному осенне-зимнему продукту Princess Cruises по Юго-Восточной Азии. Начиная с ноября, лайнер Sapphire Princess весь зимний сезон, включая и новогодне-рождественский период, вновь будет курсировать в этом экзотическом регионе, отправляясь в путь из порта Сингапура. Интересно, что в прошлом году на этом направлении компании удалось отправить в высокие даты около 400 российских туристов. Конечно, сейчас на масштабы подобного рода вряд ли можно рассчитывать. Впрочем, отмечает Илья Милитицкий, продажи начались, и уже это радует.

 

Подготовил Игорь Горностаев