Яхты-Сочи 915Минэкономразвития России подготовило проект решения совета Евразийской экономической комиссии «О внесении изменений в перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов». Поправки предусматривают полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых яхт и прочих плавучих средств для отдыха и спорта. По мнению министерства, это, безусловно, будет способствовать созданию благоприятных условий для развития яхтинга в прибрежных зонах страны. Как отметила помощник министра экономического развития Елена Лашкина, представитель Минэкономразвития, предложенная мера является по своей сути льготой. Поэтому после утверждения протокола заседания подкомиссии в правительстве РФ Минэкономразвития внесет предложение в Евразийскую экономическую комиссию для обсуждения с государствами – членами ЕАЭС.

Сейчас таможенные пошлины и налоги на ввозимые яхты для физических и юридических лиц исчисляются по следующей формуле: ставка ввозной таможенной пошлины + ставка НДС в 18% + таможенные сборы за совершение таможенных операций. Компании, специализирующиеся на ввозе и продаже яхт в России, отмечают, что на деле итоговый таможенный платеж составляет примерно 40%.

В пресс-службе Минтранса РФ «Известиям» рассказали, что подготовили обязательные постановления по морским портам Керчи, Севастополя, Ялты, Феодосии и Евпатории, которые предусматривают упрощенный порядок оформления захода и выхода маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов в морской порт. Минтранс дал поручения капитанам морских портов Крыма обеспечить применение упрощенного порядка захода маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов в морской порт и выхода из порта. По мнению министерства, госнадзор, классификацию и освидетельствование, госрегистрацию в отношении маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, должны осуществлять Крым и Севастополь.

В Ростуризме пояснили, что создание туристической инфраструктуры для развития яхтинга возможно в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». В пресс-службе Министерства культуры сообщили, что ведомство инициировало проведение мероприятий, направленных на создание объектов обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера круизного и яхтенного туризма, – «Севастопольская гавань» в Севастополе, а также инфраструктуры яхтенных марин в Ялте и Феодосии.

«Проблема в том, что в России крайне тяжело с яхтингом именно из-за слабо развитой инфраструктуры. Если посмотреть на юг Италии и Франции, то там это целая индустрия. В России же фактически всё стоит на месте. Единственный кусок, где можно круглогодично эксплуатировать яхты, это Черное море в районе Сочи, Геленджика, Новороссийска, Анапы. Но в этом районе очень пограничные правила: чтобы на яхте выйти прогуляться, нужно оформить массу разрешений. К тому же внутри России яхте даже негде заправиться. Два дня она может идти со своим топливом, а потом возникает проблема, где его взять, – говорит директор по продажам компании Nordmarine (Princess Yachts Russia) Денис Новиков. – Что касается мест для хранения яхт, то в Москве и Петербурге есть специальные ангары для яхт до 30 м. Также яхты отправляют на хранение в Турцию, Финляндию, Швецию и Германию».

Президент Краснодарской краевой ассоциации развития яхтенного туризма Александр Папенко считает, что освобождение от уплаты пошлин может благотворно сказаться на развитии яхтинга, но главная проблема все-таки в неразвитой инфраструктуре для хранения и содержания яхт: «Стоянки и причалы в Краснодарском крае и в Крыму не соответствуют требованиям по уровню оснащенности. Например, в Анапе очередь на стоянки для яхт уже расписана на 5 лет вперед. В связи с этим владельцы вынуждены хранить свои суда в Турции, на Кипре, в Греции. По оценкам экспертов, примерно €200 млн. ежегодно уходит в казну европейских государств за содержание, ремонт и обслуживание яхт».

Как рассказал г-н Папенко, на побережье Северного Кавказа и Крыма нет естественных бухт для организации марин, а имеющиеся зажаты прибрежной инфраструктурой, расширить их невозможно. Естественные бухты есть только в Севастополе, однако туда никто не пустит – там расположены военно-морские базы. Нужно только строить, причем на открытой воде. Это колоссальные затраты, десятки миллиардов рублей. Издержки на строительство обещало взять на себя государство, однако в условиях кризиса финансирование также остается под вопросом. Причем необходимо создавать не только сами причалы, но и сопутствующую инфраструктуру – гостиницы, кафе, рестораны, ремонтную базу. Чтобы всё это наладить, нужна комплексная работа как федеральных, так и региональных властей.

Александр Папенко также отметил, что законодательные послабления и комплексная работа по строительству новых марин увеличат спрос среди желающих приобрести яхты: «Тема востребованная: если бы люди видели, что есть где хранить и обслуживать, то спрос бы значительно увеличился, причем не обязательно на люксовые яхты. Многие содержат катера и моторные лодки среднего класса, чтобы заниматься дайвингом, рыбалкой, охотой – и в личных целях, и в качестве туристического бизнеса».

Пока для отдыхающих на побережье предлагают лишь двух-трехчасовые прогулки на яхте. «Пока мы не в состоянии предоставлять длительные поездки и круизы на яхте, снимать судно, на неделю или месяц вместе с экипажем и выходить в открытое море, как, например, делают в Турции. Для этого также не хватает инфраструктуры: в случае шторма, грозы или бури яхтам негде будет укрыться. В Турции, например, марины расположены через каждые 70 миль, это расстояние дневного перехода. У нас такой возможности нет. По этой же причине провисает бизнес чартерных компаний, которые могли бы организовывать круизы», – говорит г-н Папенко.

 

RATA-news