Офис кр 1215По экспертным оценкам Ассоциации круизных операторов (АКО), количество туристов, в этом году выбирающих морские путешествия, снизилось на 35-45% по сравнению с 2014. Оборот в долларовом эквиваленте снизился менее значительно – на 30-35%. «Общая ситуация на туристическом рынке не могла не коснуться и круизного сегмента. Но нас она затронула чуть меньше, чем туроператоров массового выездного туризма», – сказал "президент АКО Валентин Елисеев. По его оценкам, сейчас продажи новогодних круизов показывают примерно минус 15-18% по отношению к аналогичному периоду минувшего года, хотя изначально предполагалось, что снижение будет более существенным.

Глава АКО обратил внимание, что средний потребительский сегмент, ранее составлявший основу круизного спроса, просел весьма ощутимо, а вот «люксовый» клиент по-прежнему не отказывает себе в любимом виде отдыха, путевки продавались даже с приростом 10-15%. «Это было вполне ожидаемо, так как высокобюджетные морские путешествия снизились в цене. Некоторые круизные компании давали скидки 20% и более. К слову, европейские компании предлагали скидки больше, чем их американские коллеги», – уточнил г-н Елисеев. По его словам, в целом очевидны перемены в ценовой политике круизных компаний. Помимо акций и скидок многие включают в стоимость дополнительные услуги: бортовой клиентский кредит, бесплатные алкогольные напитки или интернет и т.д.

Сегодня уже неплохо бронируются круизы на будущий год. Если больше не будет резких ухудшений в экономике и политике, можно ожидать, что следующий год пройдет на уровне 2015-го. «Есть ощущение, что ситуация на круизном рынке более-менее стабилизируется. А если снижение и будет, то в пределах 10-15%», – полагает Валентин Елисеев.

 

Ниже приводим мнения членов АКО (в алфавитном порядке по фамилиям):

 

Ольга Елисеева, «Нептун»: «Спад новогодних продаж составил 18% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. Это неплохой показатель, учитывая, что падение в прошлом году по отношению к 2013 доходило до 25%. В целом снижение объемов 2015 года составило порядка 35-37%. При этом рублевый оборот из-за курсовой разницы естественно увеличился. Глубина продаж упала уже давно, клиенты чаще покупают круизы на ближайшие два-три месяца, а бывает, что приходят с запросом буквально накануне выезда. Наличие у туристов шенгенских виз, с одной стороны, облегчает продажи, с другой – сокращает их глубину».

Александр Иванов, «Инфлот, круизы и путешествия»: «По сравнению с прошлым годом отставание в продажах незначительное. На Новый год и Рождество хорошо берут Карибы, причем круизы выкупают активно даже сейчас, за неделю до праздников. Главное отличие от прошлого года в том, что подросла глубина продаж: круизы выкупают примерно за полгода до даты выезда. Идут продажи и на следующий сезон, бронируют майские праздники и летние круизы по Европе. Особой популярностью пользуются путешествия по норвежским фьордам и балтийским городам».

Елена Карманова, «Виа Марис»: «Новогодние круизы берут активно, практически так же, как и год назад. А вот глубина продаж существенно упала. Массовые брони пошли с конца ноября, хотя обычно стартовали с начала осени. Для нас это стало неприятной неожиданностью: чем меньше времени до круиза, тем сложнее обеспечить русскоязычный сервис, найти гидов, обо всем этом надо договариваться заранее. В этом году меньше желающих отправиться в путешествие на Ближний Восток. Не полетели туристы и в Южную Америку – думаю, из-за высокой стоимости авиабилетов. По маршрутам Средиземноморья сильного спада не наблюдаем. Стабильно продаются азиатские круизы, к примеру, из Сингапура по Индонезии, из Гонконга в Сингапур и т.д. Общий спад продаж на Новый год составил 15-20%, снижение доходности – 20-30% за счет уменьшения среднего чека. Это связано с тем, что заметно просел сегмент круизов среднего бюджета, но выросли продажи дешевых круизов».

Евгений Опарин, «Магазин круизов и путешествий»: «Новый год показывает снижение на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. Это не так плохо, мы ожидали падения 30-40%, как по всему 2015-му. Уже довольно активно берут круизы на весну и начало лета, эти продажи держатся на прошлогоднем уровне. Но россияне стали экономить, цена выступает решающим фактором выбора. В этом году круизные компании давали хорошие спецпредложения. Уже прошла недельная акция со скидками до 50% на период мая – начала июня 2016. Думаю, предстоящий год будет таким же, как этот. Если обойдется без катаклизмов, мы не ждем падения, более того, по весне ситуация может выровняться. Главное, чтобы валютные курсы оставались стабильными».

Жанна Шайхулина, «Вип Круиз Интернешнл»: «Если раньше глубина продаж равнялась 6-7 месяцам, то сейчас круизы берут за 2-3 месяца, а то и в последний момент. До Нового года осталось всего ничего, а запросы еще поступают, в частности, от туристов с шенгенскими и американскими визами. Обычно на новогодние и рождественские каникулы собирались большие группы, но теперь о них даже речи нет. За год видим падение объемов на 40%, хотя постоянные клиенты круизы бронируют, правда, чуть ниже по стоимости. Уже берут весну и лето, есть единичные заказы даже на 2017 год. Как правило, едут в Европу, Южную Америку и на Карибы. Азия востребована меньше, но хорошо идет Персидский залив».

 

RATA-news