St.Peter Гл М 116В России на сегодня созданы все условия для развития круизного судоходства во всех основных морских регионах. Так, в Петербурге выстроен современный порт «Морской фасад», сдано в эксплуатацию новейшее аэровокзальное здание. В Сочи к зимней Олимпиаде-2014 по самому последнему слову возведен морской пассажирский терминал, и тоже полностью переоборудован аэропорт. Определенные работы проведены и на Дальнем Востоке страны.

В то же время, в России нет своих круизных компаний, а паромных операторов, отмечают специалисты, явно недостаточно. Вследствие этого сложилась следующая, весьма неприятная для российской круизной индустрии, ситуация. К примеру, если в 2013 году в порту Сочи было отмечено более 180 круизных зарубежных судозаходов, то за прошедший год этот показатель насчитывает немногим более двух десятков заходов лайнеров, что связано, в первую очередь, с известными политическими аспектами и наглядно демонстрирует: созданная инфраструктура, в которую вложены огромные средства, полностью зависима от зарубежных круизных компаний.

 

Национальный круизный оператор

St.Peter 3061В связи с чем, сообщил директор по маркетингу и продажам компании St. Peter Line Андрей Мушкарев, в прошлом году руководство этого паромного оператора и Ростуризм обсуждали весьма важный для всей морской отрасли страны вопрос – о создании Национального круизного оператора. На эту роль как раз и претендует паромная компания из Санкт-Петербурга. Планируется, отметил г-н Мушкарев, что при участии Министерства культуры, в чьем ведении находится отечественный туризм, эта задача будет решена в 2016-2017 гг.

Напомним, в августе 2015 года в Крыму под председательством Владимира Путина прошло заседание Госсовета, на котором были обозначены в том числе и этапы дальнейшего развития круизного судоходства. По итогам заседания 19 сентября появился перечень поручений президента России правительству страны, в котором есть два пункта, посвященные российским круизам. Первое – предложено обеспечить их дальнейшее продвижение на потребительском рынке. И второй важный пункт – разработать комплекс мер, направленных на развитие речного и морского круизного туризма в России, в том числе в регионах Балтийского и Северного моря, а также на дальневосточном побережье.

Стоит отметить, что эти положения входят также в концепцию совместной программы St. Peter Line и туристического ведомства по созданию Национального круизного оператора. Единственный паромный оператор России, таким образом, получил сегодня весомую поддержку со стороны государственных органов. Кстати, именно его стараниями два круизных пункта вошли в перечень туристических поручений президента РФ. При этом, их в полном объеме одобрили Ростуризм, Минкультуры и Минтранс. 

 

Что было в 2015-м

St.Peter 7 116Согласно предварительным итогам, паромная компания St. Peter Line в 2015 году перевезла 489 тыс. пассажиров, что на 9% больше по сравнению с позапрошлым годом. В то же время, этот показатель на 20% меньше запланированного. Впрочем, Андрей Мушкарев назвал результат «вполне положительным» (напомним, что, по данным Ростуризма, падение турпотока в завершившемся году составило 35-40%). В 2016 году компания намерена перевезти уже 500 тыс. пассажиров.

Изменилась и структура зарубежного пассажиропотока на судах St. PeterLine. В высокий сезон основными клиентами среди них, прежде всего на линии Петербург – Хельсинки, были финские туристы. Но, по результатам прошлого года, на первое место уверенно вышли граждане Германии: на паромах компании их побывало более 47 тыс. человек, что почти вдвое больше, чем годом ранее. Во многом популярности российских паромных линий способствовало то небезызвестное обстоятельство, что валютный курс рубля в последнее время заметно опустился. Ожидается, что в 2016 году на двух судах компании будет перевезено уже около 100 тыс. немецких путешественников. Растет число и туристов из Китая: в этом году оно увеличилось почти в 2,5 раза и составило 23 тыс. человек. В следующем сезоне количество китайцев должно возрасти еще в 2-2,5 раза, что позволит им занять второе после немцев место среди иностранцев на борту St. Peter Line. 

Впрочем, финский пассажиропоток, по данным компании, тоже продолжал расти. И определенную роль, считают в руководстве паромного оператора, тут сыграло открытие в Хельсинки совместного офиса St. Peter Line и Ростуризма. Уже сейчас понятно, что эта акция оказалась взаимовыгодной: все больше туристов и пассажиров из Финляндии стало обращаться в оба представительства.

Что еще важно, тарифы St. Peter Line, отмечают эксперты, оказались достаточно низкими. В частности, российская компания для многих категорий наших граждан предоставляет бесплатные каюты, беря за перевозку лишь так называемый топливный сбор. К тому же, при покупке питания на борту паромов, она, опять же бесплатно, дает место в каюте. Что, конечно же, оказывает заметное влияние и на паромные перевозки россиян другими операторами – они явно снизились. В то же время, считают эксперты, даже с учетом всех этих факторов, у компании в низкий сезон продолжают оставаться определенные проблемы с загрузкой. С учетом, в первую очередь, того, что перевозчик выполняет значительное количество рейсов. С ноября же обычно резко падает поток иностранных туристов, прежде всего все тех же немцев и китайцев. А рассчитывая только на россиян и отчасти финнов, обеспечить паромную загрузку достаточно проблематично.

В связи с чем со второй половины января число рейсов St. Peter Line значительно сокращается – паромный лайнер Prinsess Maria будет отдан в аренду, а потому уйдет с питерских направлений. И по 28 апреля оба маршрута станет обслуживать лишь один, хотя и более крупный паром Princess Anastasia, выполняя всего по два рейса в неделю. (Прежде, для сравнения, этот показатель для двух паромов составлял 5-6 еженедельных поездок или 22-23 рейса в месяц.) Лайнер отправится из Санкт-Петербурга в Хельсинки, а также по линии Хельсинки – Стокгольм – Таллинн. Предусмотрена и одна его ночевка в Петербурге.

 

Планы на нынешний год и не только

St.Peter 33 116В 2016 году, сообщил Андрей Мушкарев, St. Peter Line «не собирается идти ни в Китай, ни во Вьетнам, ни на Черное море», о чем, кстати, уже поспешили сообщить отдельные СМИ. Продолжится паромная работа на Балтике, причем все по тому же расписанию, что и в прошлом сезоне. В то же время, компания хочет переформатировать свои круизы с точки зрения их бортового и экскурсионного наполнения. На судах предварительно будут проведены определенные изменения. Планируется поменять, в частности, концепции отдельных ресторанов, а также вечерних шоу и развлекательных программ. Намечено создание и новых, более разнообразных экскурсионных программ в портах захода. Кроме того, пообещал Андрей Мушкарев, претерпит изменения и политика продаж перевозки. По его словам, руководство оператора отлично понимает, что, обслуживая одни и те же маршруты по одному и тому же расписанию, компания со временем начинает терять заметную часть своих постоянных клиентов. Отсюда и задача – вернуть этих проверенных любителей морских странствий обратно на борт. 

Одновременно продолжается работа с инвесторами и морской администрацией Китая. Прорабатывается объявленная возможность организации паромных линий между двумя странами. Этот проект, отмечают эксперты, требует значительных вложений, причем не только частных, но и государственных. И не всегда финансовых. Так, необходима, к примеру, поддержка в части тарифной политики и различного рода субсидий. В связи с чем в проработке морского маршрута Владивосток – Шанхай участвует также и российское министерство по делам Дальнего Востока. (Кстати, на его последнем совещании, проходившем в Петропавловске-Камчатском, кроме прочих, поднимались вопросы паромного судоходства и между российскими дальневосточными портами.) Как отмечают в St. Peter Line, скорее всего, если все будет идти гладко, к концу 2016 года удастся создать уже более конкретную российско-китайскую паромную программу.

Кроме того, St. Peter Line достаточно плотно сотрудничает и с Министерством транспорта РФ. Совместно со специалистами этого ведомства прорабатываются возможные круизные маршруты уже на Черном море. И опять же, для их реализации требуются определенные инвестиции вкупе с господдержкой. Но в любом случае, эти вопросы руководство компании собирается решить уже в нынешнем году. В черноморском регионе в рамках российской территории, включая, в том числе, Крым, а также порты Республики Абхазии, сообщил Андрей Мушкарев, возможна организация ряда круизных туров продолжительностью от нескольких дней до недели и более. Кроме Сочи, откуда эти морские путешествие должны будут начинаться, возможны заходы в Новороссийск, Ялту, Севастополь и некоторые другие порты. Что важно, круизная инфраструктура в них сохранилась, и ее необходимо развивать далее.

Таким образом, в перспективных планах на новый год у St. Peter Line по-прежнему стоит освоение черноморского и дальневосточного побережья. Ну а важнейшей задачей, сообщил топ-менеджер компании, является рост ее круизного флота до 6 паромных лайнеров. При этом по два судна оператора должны работать в трех морских регионах страны: на Балтике, отправляясь из базового порта Санкт-Петербурга, на Черном море в порту Сочи и на Дальнем Востоке. Из Владивостокского порта лайнеры смогут ходить по недельным маршрутам, заходя в Пусан, Шанхай и два японских пункта, одним из которых будет Нагасаки.

 

Игорь Горностаев

 

St.Peter 4 2 116