Krym-Sochi-gm-916Регулярное круизное сообщение между Сочи и портами Крыма может быть открыто весной следующего года. Об этом сообщил генеральный директор АО «Сочинский морской торговый порт» Владимир Деркунов. По его словам, с февраля нынешнего года активно ведется проработка проекта восстановления регулярного круизного судоходства по Черному морю. В нем собираются принять участие и заинтересованные организации, такие как российская группа компаний «Интермарин», Министерство транспорта Крыма, АНО «Единая транспортная дирекция» и АО «Сочинский морской торговый порт». Открытие круизной линии по Черному морю из порта Сочи планируется на апрель 2017 года.

Проект получил одобрение в министерстве транспорта РФ. В настоящее время, сообщили в ведомстве, он находится в стадии реализации. На маршруте намечено использовать комфортабельные круизные судна под российским флагом. Они будут отправляться в недельные черноморские круизы из базового порта Сочи и следовать в порты Новороссийска, Ялты и Севастополя.

 

Из истории черноморских круизов

Возобновление круизов на Черном море станет своего рода возрождением открытой в 1859 году Русским обществом пароходов и торговли Крымско-Кавказская линии. К 1914 году между кавказскими и крымскими портами курсировали 10 морских судов общей вместимостью 1270 мест. Особенную популярность круизная линия получила в середине прошлого века. На ней работали известные теплоходы «Россия», «Украина», Победа», «Адмирал Нахимов», «Иван Франко», «Таджикистан», «Дмитрий Шостакович» и многие другие. На начало 1988 года транспортный грузо-пассажирский флот Минморфлота СССР насчитывал 114 судов общей пассажировместимостью более чем 29 тыс. мест. Из них только на круизных линиях Черноморского морского пароходства, базировавшегося в Одессе, работало 21 морское судно общей вместимостью 12 тыс. пассажирских мест, обслуживающих 14 океанских и 20 внутренних линий. За год они перевозили до 135 тыс. пассажиров, в том числе 10-15 тыс. иностранных туристов.

Krym-Sochi-2-916В 1991 году, после распада СССР и перехода Черноморского морского пароходства под юрисдикцию Украины, Крымско-Кавказская линия прекратила свое существование. В 2013-2014 годах пассажирское судно «Адриана», под флагом островного государства Сенкт-Китс и Невис, совершило 20 круизов с заходами в порты Крыма и Сочи. Проект закрылся в июле 2014 года по причине введения санкционного режима к портам Крыма и Севастополя. Два года назад очередной попыткой наладить круизное судоходство вдоль Черноморского побережья стала новогодняя круизная программа на пассажирском пароме «Изабелла 1», работающим под флагом Белиза. Но после двух рейсов из Батуми она, по решению судовладельцев, была закрыта по причинам невозможности заходов в порты Крыма и Одессы.

 

Черноморские круизы возрождаются

Напомним, на заседании президиума Госсовета 15 сентября президент Владимир Путин поручил Минтрансу РФ рассмотреть возможность открытия регулярного авиационного и морского сообщения между Сочи и крымскими курортами. «Я уверен, что люди бы пользовались. Люди, которые приезжают в Крым, съездили бы посмотреть Сочи, олимпийские объекты, а те, кто отдыхает в Сочи, отправились бы посмотреть музеи Крыма», - отметил Путин. Он попросил министра транспорта Максим Соколов проработать этот вопрос.

По мнению экспертов, открытие сочинско-крымской морской линии позволит обеспечить загрузку инфраструктуры нового круизного порта Сочи, построенного к зимним Олимпийским Играм 2014 года, а также портов Ялты и Севастополя. В первый год ее работы планируется перевезти до 40 тыс. пассажиров. После масштабного строительства и реконструкции порта Сочи, в его новой круизной гавани могут одновременно находиться два пассажирских лайнера длиной до 300 метров, рассчитанных на 3,5 тыс. пассажиров и пассажирский паром длиной до 135 метров. Новый морской терминал в Сочи пропускной способностью 1,2 тыс. человек в час оснащен по последнему слову техники и не уступает лучшим зарубежным аналогам.

 

Krym-Sochi-3-916Скоростные суда на новой линии

О том, какой флот организаторы возрождаемой круизной трассы Кавказ – Крым собираются на ней задействовать, пока что не сообщается. Однако на прошлой неделе стало известно, что Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева) разработало прототип скоростного судна, которое может быть использовано для морского сообщения между сочинским и крымскими портами.

По словам заместителя директора по работе с заказчиками АО «НПП «Радар ммс» - компании-партнера конструкторского бюро, Алексея Алексеева, коллектив имеет ряд проектов по конкретным пассажирским судам. К примеру, «Комета» - 120-местное судно на подводных крыльях. И если со стороны государства будет в нем заинтересованность, то ЦКБ готово к сотрудничеству, отметил Алексеев. Он уточнил, что одним из преимуществ разработки его по сравнению с аналогами стало практически полное отсутствие качки в салоне в момент, когда судно на подводных крыльях развивает крейсерскую скорость. Немаловажно также, считает он, что скоростные суда позволяют экономить значительное время перевозках по Черному морю.

Отметим, АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» - лидер в области скоростного судостроения. Его продукция - транспортные средства на воздушной подушке и на подводных крыльях, суда с воздушной каверной на днище, транспортно-амфибийные платформы и экранопланы. По своим тактико-техническим характеристикам высокоскоростные суда разработки ЦКБ по СПК опережают мировой уровень, отличаясь при этом высокой надежностью, экономичностью и простотой в эксплуатации.

 

Подготовил Игорь Горностаев