Lanta m 117В нынешнем месяце исполнилось пять лет со времени громкого банкротства одного из ведущих отечественных туроператоров «Ланта-тур Вояж». Среди многих его направлений были также и морские круизы: компания имела статус генерального представителя (GSM – General Sales Manager) в России крупного американского круизного холдинга Royal Caribbean International. Мы обратились к Людмиле Пучковой - бывшему генеральному директору этой, до сих пор известной многим туроператорской компании, с предложением дать интервью нашему порталу. Людмила Васильевна любезно согласилась, однако поставила условие не затрагивать в разговоре вопросов, касающихся «Ланты». Что мы и сделали.

 

 

- Людмила Васильевна, чем вы заняты сегодня?

- В настоящее время я работаю в компании «Морские круизы», которая основана моими родственниками. В ней я полноценно работаю уже несколько лет, так как перовое время после печальных для меня событий была тотально занята юридическими процедурами и экспертизами.

 

- Что входит в круг ваших обязанностей?

- Передо мной стоят задачи по развитию и усовершенствованию технологических процессов. Моя должность так и называется: начальник департамента развития и коммерции. Концепция нашего генерального директора предусматривает, в первую очередь, развитие компании на основе передовых IT-технологий. Онлайн бронирование в ней было создано еще до меня. На данный момент от меня и от коммерческого блока требуется внедрение и дальнейшее совершенствование автоматизированного производства. Наша ближайшая задача - это адаптация динамических круизных пакетов под требования клиента, более результативное соединение технологии и коммерции. На это нацелен и весь коммерческий департамент, который возглавляет Екатерина Илюшина. Мы, таким образом, заняты процессом соединения этих двух составляющих воедино, чтобы круизные пакеты стали как можно более понятными и привлекательными для рынка.

 

- Хочу вернуться к вам лично. Главной причиной вашего прихода в нынешнюю компанию стало, как говорили в свое время, «наличие родственных связей»?

- Да, конечно. Это логично, так как больше никто и никуда меня не приглашал и не ждал с распростертыми объятиями, а мне тоже надо зарабатывать на жизнь.

 

- Какова история этой компании?

- ООО «Морские круизы» создал брат мужа – Константин Пучков, и к себе в партнеры он взял нашу дочь Оксану, которая давно уже занималась продажами круизов. Константин, будучи вице-президентом «Ланта-тур» по IT технологиям стремился иметь самостоятельный бизнес, и в туризме и у него уже были свои небольшие IT компании. Проект «Морские круизы» он готовил больше года, и окончательно зарегистрировал его в декабре 2011 года, потому что только к этому времени оформил взаимоотношения с инвесторами. Сам он прекрасно изучил круизный рынок и разбирается в его тонкостях. Оксана стала удачным дополнением, так как знала все производство и бронирование. Кроме того ее будущий муж и его семья тоже выступили соинвесторами нового проекта.

 

- В чем, вы считаете, заключается главная особенность вашей компании?

- Многие участники российского рынка, которые продают круизы, являются по сути моно-туроператорами. «Морские круизы», в свою очередь, выступают как многопрофильный круизный оператор, который реализует в режиме реального времени не только круизный продукт, но и круизы совместно с авиабилетами и трансферами. По сути, компания использует в своих технологиях «круизный конструктор», что позволяет нашим клиентам и агентствам на сайте самостоятельно сконструировать в режиме онлайн интересующий их полный круизный тур, забронировать его и получить в личном кабинете все проездные документы, не обращаясь непосредственно к нам. Внедрение такой концепции оказалось очень непростым, на нее было потрачено более полутора лет.

 

- Основной объем продаж «Морских круизов» приходится на морские круизы?

- Объемы реализации речных и морских туров в компании примерно равны. Кроме того, где-то 10% прежде давали паромы. Жаль что лидер продаж в этом сегменте компания St.Peter Line почти уходит с российского рынка. Поэтому будем продавать иностранных паромных перевозчиков, например Silja Line.

 

- С кем из морских операторов ваша компания имеет прямые договора?

- Практически со всеми круизными компаниями мы имеем не только прямые договора, но и с самыми передовыми из них - прямые подключения к их системам бронирования, что позволяет продавать в режиме реального времени не только сами круизы, но и номера кают, за исключением нескольких, которые имеют в России генеральных представителей. У нас самый широкий ассортимент самых популярных морских и речных круизов на российском рынке: более 32 самих круизных компаний, в их числе Royal Caribbean International, Costa Cruises, Norwegian Cruise Line, Holland America и другие.

 

- Вопрос такой: раньше Royal Caribbean имела лишь одного, хорошо нам известного представителя, или GSM, в России. Он ушел, и на освободившееся место оператор поставил сразу три российские туркомпании. Позже к ним присоединились и вы. Получается, круизная компания принципиально поменяла политику в отношении GSM на местах?

- Royal Caribbean Cruises LTD является самым передовым круизным холдингом во всех аспектах: в технологиях, в круизном флоте, в управлении, организации собственной продажи. Его руководство быстро реагирует на любые изменения рынков, поэтому на данный момент ими выбрана такая тактик продаж на российском рынке.

 

- А как вам, если не секрет, удалось наладить партнерские отношения с новым начальством Royal Caribbean?

- У «Морских круизов» с первых дней существования был технический договор с Royal Caribbean Cruises, позволяющий продавать продукт компании в режиме реального времени. После того как объемы продаж возросли до значительных, технический контракт был дополнен официальным статусом PSR, то есть «Морские круизы» стали уполномоченным представителем Royal Caribbean по продажам на рынках России и СНГ. Контракт был подписан еще в 2015 году. Однако это довольно длительная процедура, и официальный статус наша компания получила только в апреле прошлого года. Отмечу, что даже если бы у меня лично были суперотношения в Royal Caribbean, это не показатель, помочь может только твой бизнес. И тут немаловажен тот факт, что у «Ланты-тур», несмотря на все случившееся, не осталось никаких долгов перед иностранными партнерами, ни перед кем.

 

- Что вы можете сказать о речном круизном бизнесе?

- Речные круизы мы считаем очень перспективными, и уверены, что их объем будет расти более динамично, чем морские. В 2016 году, к примеру, общий объем речного рынка составил 700 тыс. пассажиров, в то время как морские круизы, наверное, могут рассчитывать максимум на 100-150 тысяч туристов из России. В речном сегменте наша компания продает турпродукты 13 российских операторов, таких как «ВодоходЪ», «Мостурфлот», «Инфофлот», «ГАМА», «Русь» и других. Реализовать речные туры в нашей модели бизнеса нелегко, так как их автоматизация находится на очень низком уровне, так что приходится своими доработками компенсировать отсутствие каких-либо инноваций в этой области. Параллельно мы также плотно заняты расширением продуктовой линейки речных европейских и азиатских круизов. Другими словами, будем и дальше следить чтобы ассортимент нашей компании был самым большим на рынке.

 

- Как и обещал, предлагаю вам продолжить тему «Динамических круизных пакетов», затронутую в начале нашей беседы.

- Динамические круизные пакеты – это революционное решение, которое позволяет потребителю самому создать полный тур-отдых со всеми дополнительными услугами на базе круиза в режиме реального времени. Наша компания предлагает своеобразный «круизный конструктор», чтобы потребитель самостоятельно составил свой маршрут в любой конфигурации: «круиз+авиаперелет», «перелет–круиз––трансфер», «перелет–круиз––трансфер+отель». Причем мы реализуем не только регулярные перелеты из любого города страны, но также рейсы на чартерах и лоукостерах. Очень скоро наша компания предложит рынку возможность бронирования в круизных пакетах регулярные автобусы и железнодорожные билеты. Важно что динамические пакеты понятны как агентствам, так и клиентам, то есть наш онлайн поиск универсальный и позволяет иметь большие объемы продаж не только от агентов, но и от прямых потребителей.

 

- Основная продажа у вас сейчас агентская или же прямая?

- Благодаря высокой автоматизации, собственные продажи компании доходят примерно до 40%. Это очень высокий процент. Но и с агентствами мы тоже активно сотрудничаем и собираемся развивать наше партнерство и дальше. Сейчас компания работает со всеми агентскими сетями – «Розовым слоном», «Горячими турами», ТБС, ТБГ, МГП, независимыми агентствами. В нашей базе числится более трех тысяч прямых агентов.

 

- Людмила Васильевна, в последнее время вас можно видеть на крупных круизных и туристических мероприятиях. Вы собираетесь вновь, как это было прежде, войти в число, как их называют, «публичных лиц российского турбизнеса»?

- Таких планов у меня нет. Я принимаю участие в мероприятиях отрасли, которые полезны нашей компании. И никаких амбиций при этом не вынашиваю. С другой стороны, «никогда не говори никогда». Вот я думала, что уж точно никогда не вернусь в туризм. Однако сложилось так, что других вариантов у меня и не оказалось…

 

Подготовил Игорь Горностаев

Lanta 2 117