MorFasA m 817Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» (ПП СПб МФ) 15 августа проведет эксперимент по введению тайм-слотов на въезд на территорию порта транспортных средств аккредитованных туроператоров. О том, как это будет и зачем это нужно – наш материал.

 

КРУИЗНАЯ НАГРУЗКА ВОЗРОСЛА

Санкт-Петербург в последние годы исправно прибавляет в количестве иностранных круизных пассажиров и судозаходов. Только в этом году Пассажирский порт Санкт-Петербург ожидает рост пассажиропотока на 17%, в навигацию 2018 года, по данным пресс-службы порта, увеличение относительно объемов 2017 года составит еще 10%.

Однако с ростом пассажиропотока растет и давление на инфраструктуру портового комплекса: это касается, в первую очередь, пропускной способности по въезду транспорта на территорию порта, прохождения автобусами контрольно-пропускных пунктов с учетом технологических ограничений, а также возможности комфортной встречи туристов на берегу, их посадки в автобус для последующей экскурсии.

Например, в этом году случились несколько пиковых периодов, когда число туристов в один день достигало практически максимального расчетного предела пропускной способности порта. Так, 8 июня 2017 года Пассажирский порт Санкт-Петербург одновременно на 7 судах принял 17 911 пассажиров. «С учетом увеличения размеров судов в ближайшее время расчетная пропускная способность может быть превышена, и количество таких дней будет увеличиваться из года в год» - отмечают в пресс-службе ПП СПб МФ.

Сегодня до 95% пассажиров круизных судов, прибывающих в Санкт-Петербург, находятся в городе в составе организованных туристских групп. Это, в свою очередь, обусловливает и рост количества используемых транспортных средств: более половины туристов используют в качестве транспорта легковые автомобили и микроавтобусы вместимостью до 15 человек, плюс на территорию порта въезжают и автобусы туроператоров.

Так что в периоды пиковых нагрузок, сопровождаемых одновременной постановкой к причалам Пассажирского порта Санкт-Петербург от 5 до 7 судов и одновременным въездом большого количества транспортных средств туроператоров, на подъезде к порту возникают «пробки» и на причалах скапливаются массы туристов.

В итоге, как отмечают представители порта, туристический транспорт систематически опаздывает к заявленному времени начала экскурсионных туров. Конечно, такая ситуация не устраивает ни туроператоров, ни туристов, поскольку смещается экскурсионный тайминг, да и у гостей города остается меньше времени на посещение Санкт-Петербурга. Так что Пассажирский порт Санкт-Петербург в этом году уже получил ряд соответствующих жалоб от судовладельцев, туроператоров и пассажиров круизных судов. Кроме того, аналогичные обращения также поступили в Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга: они касались задержек экскурсионных программ 11 июля, когда была отмечена полная загрузка причалов порта.

 

КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ РЕШЕНИЕ

В этих условиях понятно стремление Морского порта технологически упорядочить процесс, особенно принимая во внимание тот факт, что средняя пассажировместимость судов, осуществляющих заходы в Санкт-Петербург, непрерывно растет. Все чаще порт принимает суда с более чем 4 000 человек на борту, хотя изначально проектировалась возможность принимать круизные суда вместимостью от 1 800 до 3 800 пассажиров, на основе чего и было спланировано количество парковочных мест и кабин паспортного контроля.

В итоге Пассажирский порт Санкт-Петербург при поддержке судовых операторов предложил ввести тайм-слоты на въезд на территорию Пассажирского порта Санкт-Петербург транспортных средств туроператоров, разделив время въезда для аккредитованных (авторизованных) круизными линиями туроператоров (туроператоров судов) и других туроператоров. 

Авторизованных туроператоров – большинство. Их долю в Морском порту оценили в 80%. Это пять компаний: ООО «Арктур Трэвел», ЗАО «Балтик Трэвэл Компани», ООО «ДэнЭсти», ООО «ТУРКОМПАНИЯ «МИР», ООО «Юропиан Круиз Сервис Раша» (ООО «ИСИЭС Раша»). Предполагается, что планирование пассажирских операций будет осуществляться исходя из поданных ими заявок. По истечении полутора часов после начала схода туристов этих пяти компаний к проведению пассажирских операций приступят и другие туристические операторы. В общей сложности ПП СПб МФ заключено более 120 договоров с туроператорами, которые обслуживают туристов.

 

ТОЛЬКО ЭКСПЕРИМЕНТ

Как поясняют в порту, указанная система будет распространяться только на первые дни стоянки судов в период максимальной загрузки Пассажирского порта Санкт-Петербург (от 5 до 7 судов одновременно). «Такая система позволит распределить нагрузку на инфраструктуру порта, сократить очереди при прохождении государственных контрольных процедур и избежать задержек отправления экскурсионных туров», - отмечают в ПП СПб МФ.

Тестирование указанной системы планируется провести только 15 августа 2017 года в период утреннего схода в течение полутора часов. При этом порт предоставил туроператорам достаточное количество времени для корректировки туристских программ: они получили уведомление об эксперименте за более чем 30 дней.

Указанная система будет распространяться только на первые дни стоянки судов в период максимальной загрузки Пассажирского порта Санкт-Петербург. К тому же новшество будет апробировано лишь в первый день стоянки судна, так что возможность раннего начала туров на второй и третий день стоянки также сохраняется. В дирекции порта отмечают, что в дальнейшем «при определенной доработке система будет применена на последующие навигационные периоды, начиная с навигации 2018 года».

 

В ЧЕМ РАЗНИЦА

Представители авторизованных туроператоров говорят, что в планируемом портом эксперименте по тайм-слотам нет «ущемления конкурентной среды». «Это лишь упорядочение выхода пассажиров, мера, позволяющая избежать очередей и пробок. Мы против ограничения конкуренции», - отмечают в «Балтик Трэвэл Компани».

При этом в руководстве туроператора также подчеркивают, что право работать как официальный экскурсионный оператор для круизных линий компания, как и другие авторизованные участники этого рынка, получила в результате все того же конкурентного отбора и соответствия жестким критериям. Среди них - большой опыт работы, деловая репутация, надлежащая материально-техническая и интеллектуальная база для оказания услуг (транспорт, профессиональные сотрудники, разработанные по методикам экскурсионные программы).

Это лишь упорядочение выхода пассажиров, мера, позволяющая избежать очередей и пробок. Мы против ограничения конкуренции. Более этого, официальный статус означает прозрачность в сфере учета, в том числе, налогового. А раз так, то уполномоченные туроператоры не могут себе позволить практики неофициальных расчетов с гидами и другими работниками без уплаты налогов и сборов.

Наконец, еще одно обстоятельство, которое важно для репутации и Санкт-Петербурга как туристической столицы. Это страхование ответственности при приеме круизных туристов, которое в обязательном порядке осуществляют авторизованные туроператоры. Подобное налагает серьезные финансовые расходы в сфере страхования, которые могут позволить себе объективно лишь крупные игроки. Как оказалось, лимиты страхования в сфере круизного бизнеса многократно превышают требования российского законодательства к страхованию ответственности туроператоров.

 

СЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНУ

Ну и наконец, еще один момент, который отличает авторизованных туроператоров от иных обычных коллег. Как известно,  круизные пассажиры посещают территорию РФ в безвизовом порядке в соответствии со ст. 25.11 ФЗ от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и Постановлением Правительства РФ от 28.08.2003 N 532 «Об утверждении Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан - пассажиров круизных судов».

Положением о пребывании на территории РФ иностранных граждан - пассажиров круизных судов предусмотрено, что круизные пассажиры, не имеющие визы, имеют право находиться на территории РФ только в составе организованной туристической группы и только в пределах территории, определенной для посещения групповой туристической программой. Круизные пассажиры, не имеющие визы, имеют право находиться на территории РФ только в составе организованной туристической группы.

Органы пограничного контроля неоднократно обращали внимание на недопустимость бесконтрольного нахождения пассажиров круизных судов на территории РФ. Поэтому туроператоры, обслуживающие круизных пассажиров, обязаны исключить посещение круизными пассажирами каких-либо мест, кроме мест, определенных групповой туристической программой, а также не допустить их безнадзорное пребывание.

 

«Вестник АТОР»

 MorFasA 2 817