Dist m 0119В начале декабря производитель движительных систем Rolls-Royce и финская государственная судоходная компания Finferries испытали первый в мире полностью автономный паром. Его плавание прошло без участия экипажа на архипелаге к югу от финского города Турку. Автомобильный паром Falco, полностью работающее на электрической энергии, использовал технологию автономного судовождения Ship Intelligence во время пробного рейса между Парайненом и Науво. Его обратный рейс осуществлялся при дистанционном управлении.

Во время рейса на борту Falco находилось 80 приглашенных пассажиров. На судне использовались сенсорные датчики и искусственный интеллект для раннего обнаружения препятствий и предотвращения столкновений с объектами. Судно также осуществило автоматическую швартовку. Все эти операции были выполнены без вмешательства со стороны экипажа. В ходе многочасовых ходовых испытаний было также испытано решение для предотвращения столкновений в различных условиях.

Совместная работа над новым исследовательским проектом SVAN (безопасное судно с автономной навигацией) Rolls-Royce и Finferries стартовала еще в начале прошлого года. При этом автомобильный паром Falco длиной 53,8 м, который участвовал в испытаниях, был принят в состав флота Finferries еще в 1993 году.

Другой финский пассажирский паром ледового класса «Суоменлинна II» также в декабре прошел тестовые дистанционные испытания на маршруте недалеко от порта Хельсинки. Этим судном можно было управлять практически из любой точки. Как считают специалисты, внедрение управления морскими паромами на расстоянии, наверняка заметно повлияют на дальнейшее развитие всех морской паромной индустрии. И в первую очередь передовые решения в области автоматизации должно значительно повысить эффективность и безопасность навигации.

В то же время автономность этого судна не предусматривала на первых порах полное отсутствие экипажа. На современных судах все более популярнным становится использование систем электродвижения, чья высокая работоспособность подтверждается цифровизацией традиционных судовых процессов и интегрированием действующих на борту систем. В частности паром «Суоменлинна II» был оснащен новой системой динамического позиционирования ABB Ability Marine Pilot Control, а его управление велось из берегового центра, базирующегося в Хельсинки.

Dist 2 0119В ходе тестировании паром отошел от причала на Рыночной площади города (Kauppatori), и капитан Хаинонен с берега провел судно по отведенному участку в районе акватории порта. Испытания проходили в нерабочие часы и на удаленном от берега расстоянии, без пассажиров на борту и в отсутствие вблизи других судов. Обычно «Суоменлинна II» курсирует между Хельсинки и одноименной крепостью Суоменлинна - объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пассажирский паром «Суоменлинна II» построен в 2004 году. Он предназначен для круглогодичной эксплуатации, в том числе и в суровых условиях зимы, которые непосильны для многих других судов, работающих в районе Хельсинки. Судно оснащено системой динамического позиционирования, в обычном режиме используется стандартное бортовое управление. Паром и его экипаж продолжат принимать участие в дальнейшей исследовательской работе.

Проведенные испытания, отмечают эксперты, весьма важны для привлечения интереса судовладельцев и инвесторов, а также повышения доверия к судовым системам автоматизированного управления. Исследовать же возможность создания дистанционно управляемого судна начали в 2015 году, тогда как первое упоминание о подобных судах датируется 2013-м годом. Как отмечают специалисты, в ближайшие десятилетия решения по автономной работе изменят серьезно международное судоходство, в том числе и паромное. И вполне возможно затронет отчасти и круизные перевозки.

 

Иван Коблов