CNIIMF m 619В Архангельске с 20 по 21 июня прошел II Международный форум «Судостроение в Арктике». Его организатором стала Ассоциация «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области» под патронажем АО «Газпромбанк». Цель форума, сказано в его пресс-релизе, сфокусировать внимание профессионального сообщества на возможностях и сложностях, связанных с развитием судостроительной отрасли России в контексте освоения Арктики. Также форум выступает за объединение усилий различных ветвей власти, бизнеса и науки необходимых для решения прикладных задач, а также за формулирование четких предложений и определение путей дальнейшего развития российского судостроения.

Основными темами форума в этот раз стали: развитие отечественного судостроения, локализация и экспортоориентированность, диалог бизнеса и власти, судостроение в арктических регионах, межрегиональное сотрудничество. В частности, в проводившейся на форуме сессии «Перспективы рынка строительства и использования туристического флота для арктических маршрутов» участие в обсуждениях транспортных проблем принял руководитель проектного направления института ЦНИИМФ Александр Судеревский. Он сообщил о грузопассажирских перевозках на реке Двина между населенными пунктами дельты и побережья Белого моря. А также поучаствовал в дискуссии по развитию экспедиционного арктического туризма, представив доклад «Проект круизного пассажирского судна вместимостью 200 человек для регионов Арктики и Антарктики».

Как сообщает пресс-служба АО «ЦНИМФ», руководителем проектного направления также была проведена рабочая встреча с генеральным директором ООО «Судоходная компания «АРКТИКРЕЙД» Владимиром Ивановым по вопросу реализации проекта морского грузопассажирского судна, разработанного «ЦНИИМФ», для замены эксплуатируемого до настоящего времени грузопассажирского судна «Беломорье». По итогам встречи намечены возможные пути реализации нового проекта.

В форуме также приняли участие заместитель генерального директора по флоту ФГУП «Росморпорт» Василий Стругов. В своем выступлении на сессии «Арктическое судоходство и перспективы развития судостроения» он рассказал о программе ведомства по обновлению флота. На сегодняшний день оно эксплуатирует более 270 судов, среди которых ледоколы, буксиры, лоцманские, лоцмейстерские, дноуглубительные и другие специализированные теплоходы, обеспечивающие бесперебойную работу портовых служб. К тому же, три учебных парусника ежегодно принимают на плавательную практику сотни курсантов отраслевых вузов.

Большое внимание в докладе было уделено строительству ледокольного флота. В рамках «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры России до 2024 года» в части обновления планируется построить 9 ледоколов. В 2018 году ФГУП «Росморпорт» заключил договор на строительство мелкосидящего ледокола проекта 22740М. Всего до 2024 года планируется построить четыре таких ледокола, а в настоящее время идет разработка и согласование в надзорных органах проектной документации на головное судно.

Уже в нынешнем году планируется заключить контракт на строительство линейного ледокола класса Icebreaker 7 на базе проекта 21900М с увеличенной мощностью на винтах до 18 МВт. Отмечается, что перспективы развития судостроения, возможности использования сжиженного природного газа на судах в условиях Арктики и особенности туристического флота для арктических маршрутов активно обсуждались участниками форума в ходе сессий и круглых столов.

Кроме того, в рамках II Международный форум «Судостроение в Арктике», при участии губернатора Архангельской области Игоря Орлова, состоялась также церемония закладки деревянного судна «Поморский коч» как объединяющего морского исторического судна, активно используемого при освоении российского арктического побережья со времен XVI века.

 

Иван Коблов

 

Наша справка: АО «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота» (АО «ЦНИИМФ») является правопреемником Научно-исследовательского института судостроения и судоремонта. В настоящее время он считается ведущей научной организацией страны в области морского транспорта, занимающейся практически всеми проблемами отрасли. В том числе, развитием флота и портов, проектированием судов транспортного и служебно-вспомогательного флота, развитием арктической морской транспортной системы, ледокольным и атомным флотом и многими другими вопросам.