Bespilot 3 619Коммерческий интерес к безэкипажным морским перевозкам продолжает расти, отмечают эксперты. И происходит это во многом потому, что жизнеспособность таких проектов становится все более очевидной, считает глава компании One Sea Паиви Хаиккола. Среди главных преимуществ, конечно же, сокращение издержек, особенно по части расхода топлива: поскольку в автономном судоходстве гораздо более масштабного используется электричество. Меньше расход топлива – меньше выбросов в атмосферу, что на фоне вступающего в силу в 2020 году ограничения Международной морской организации (IMO) также считается важным фактором.

Другой положительный момент безэкипажного судовождения - увеличение безопасности за счет установки различных сенсоров, мгновенно реагирующих на нештатные ситуации, отмечает эксперт. Возможно, в это трудно поверить, но, согласно исследованию специалистов Всемирного морского университета, к 2040 году 17% всех судов, задействованных в морских перевозках, будут работать без экипажей.

Причем, отдельные секторы индустрии станут переходить на автономные суда быстрее. Короткие или челночные перевозки, когда теплоходы ходят туда и обратно по одному и тому же маршруту, паромные перевозки – вот те сферы, в которых внедрение беспилотных технологий произойдет более оперативно. И главное, их коммерческая привлекательность станет очевидной всем. Что касается географии таких первопроходческих маршрутов, то это Северная Европа и частично Азия. Глава One Sea также отмечает, что для себя возглавляемая им компания обозначила дату – 2025 год. К этому времени будет создана вся необходимая инфраструктура для автономного судоходства.

В России специалисты также готовы к развитию альтернативных вариантов судоходства на водных трассах. Так, примерно два месяца назад Межведомственная рабочая группа по реализации Национальной технологической инициативы (НТИ) при правительственной комиссии одобрила поддержку высокотехнологичного проекта по разработке открытой платформы моделирования безэкипажного судовождения. Он выполняется компанией «Кронштадт Технологии». Предполагается, что платформа позволит в режиме виртуальной реальности создавать и анализировать множество ситуаций в условиях автоматического управления судами. Использовать ее смогут создатели автономного транспорта, судоходные компании и учебные центры, обучающие персонал для безэкипажного судовождения (БЭС).

Внедрение технологий БЭС позволит сократить численность судового экипажа, что снизит объем затрат судовладельца, поскольку их содержание составляет 30-40% операционных расходов. Снижение влияния человеческого фактора, по мнению специалистов НТИ, сможет повысить уровень безопасности перевозок и снизить нагрузку на бизнес в виде экономических потерь в результате ошибок при управлении судном. Отметим, разработками в области безэкипажного судовождения сейчас в мире занимаются десятки крупных компаний, среди которых такие гиганты как Rolls-Royce, Kongsberg, ABB, Sea Machines Robotics и Mitsui.

 

Иван Коблов