Elanskaya 719ПАО «Мурманское морское пароходство» (ММП) передало в аренду ОАО «Северное морское пароходство» (СМП) теплоход «Клавдия Еланская». Это единственное во флоте ММП пассажирское судно, которое возило жителей Заполярья в отдаленные населенные пункты на побережье Баренцева и Белого морей. Северное морское пароходств, в свою очередь, российская судоходная компания, базирующаяся в Архангельске.

Договор между ММП и министерством транспорта Мурманской области по перевозке пассажиров был официально расторгнут 3 июля. После чего с 9 июля теплоход перешел в управление нового морского оператора. На сайте Северного морского пароходства сообщается, что «Клавдия Еланская» принята на условии бербоут-чартера - договора фрахтования судна без экипажа. СМП прошло все установленные законодательством регистрационные формальности, по окончании которых теплоход должен был 10 июля выйти в свой первый рейс уже под новым оператором. Правда, из-за погодных условий он был перенесен 11 июля.

В правительстве Мурманской области также подтвердили, что «Клавдия Еланская» продолжит осуществлять социальные рейсы в отдаленные населенные пункты. Заместитель губернатора региона Ольга Кузнецова сообщила, что Мурманское морское пароходство из-за сложной финансовой ситуации не в состоянии дальше выполнять свои обязательства по соглашению, касающемуся перевозки пассажиров, заключенному с областным правительством. Передача теплохода СМП стала возможностью разрешить возникшую проблему. Что касается ММП, то пароходство в настоящее время испытывает серьезные трудности: Арбитражный суд области рассматривает дело о его банкротстве.

Договор на обслуживание с Северным пароходством маршрута заключён пока сроком на два месяца. Новый оператор продолжит ходить в закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) Островной - бывшую базу подводных сил Гремиха на побережье Баренцева моря. «Клавдия Еланская» станет осуществлять рейсы по утверждённому прежде летнему расписанию, которое будет корректироваться в соответствии с погодными условиями. Цены на билеты не изменились. На маршруте также предусмотрены заходы в ряд населенных пунктов: Чаваньга, Тетрино, Чапома, Пялица и Сосновка.

ЗАТО Островной находится в 360 км от Мурманска на побережье Баренцева моря, здесь проживают более 2 тыс. человек. Автомобильное и железнодорожное сообщение между ЗАТО и другими пунктами захода на морской линии отсутствует. С «большой землей» их связывает только регулярное паромное сообщение, выполняемое дважды в неделю при благоприятных метеоусловиях.

Морской двухпалубный пассажирский теплоход «Клавдия Еланская» улучшенного ледового класса был построен по советскому заказу на югославской верфи Brodogradiliste «Tito» в декабре 1977 года. Его основные характеристики: водоизмещение 4160 тонн, длина 100 метров, ширина 16 метров, скорость хода 17,2 узла. Судно может вместить 224 пассажира, из них 24 без спального места. Экипаж составляет 50 человек. «Клавдия Еланская» обслуживала пассажирские маршруты в Баренцевом и Белом морях, ходил к берегам Земли Франца-Иосифа, Новой Земли и Антарктиды. А также возил туристов на Соловецкие острова, в страны Западной Европы, доставлял шахтёров на Шпицберген и советских военных специалистов на Кубу.

Также в 70-е годы в Югославии для СССР строилась серия из восьми пассажирских судов типа «Мария Ермолова», проект 1454, которые были названы в честь народных артисток Советского Союза, и в дальнейшем в морской среде получили наименование «актрисы». Три теплохода из них были приписаны к порту Мурманск, остальные к порту Владивосток. К настоящему времени три судна этой серии проданы за границу, два пущены на металлолом, одно погибло во время урагана. Остались «Марина Ермолова», проданная на Каспий, и «Клавдия Еланская»

 

Иван Коблов