Elektro m 719Использование электрической тяги на гражданских судах и военных кораблях станет основой развития отрасли во всем мире в ближайшие 15-20 лет. Об этом сообщил президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов. Он отметил, что ОСК продолжает работу в направлении воздухонезависимых энергетических установках (ВНЭУ). «Я могу сказать, что это одна из альтернатив, которая все-таки находится в развитие темы воздухонезависимых установок, а именно использование водорода и кислорода в качестве основного топлива для работы по выработке электрической энергии», - сказал он.

В ближайшее время Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) рассчитывает предложить зарубежным заказчикам новую версию катамарана «Грифон» с электрическим двигателем. Об этом также сообщил глава ОСК. «Мы надеемся, что начав с обычной дизельной версии этого катамарана, мы в ближайшее время сможем предложить рынку, в данном случае рынку внешнему, катамаран электрический», - сказал он. Как сообщалось ранее, предварительные переговоры об экспорте «Грифона» проводились с представителями туристических операторов Кубы и Греции. По словам Рахманова, интерес к судну также проявляют страны, имеющие широкую островную сеть.

 

В Санкт-Петербурге

В навигацию следующего года петербургская группа компаний «Астра марин» намерена запустить два-три маломерных судна — катера «Каракатица», вмещающие 12 пассажиров, которые вместо двигателя внутреннего сгорания на дизельном топливе будут оборудованы электродвигателем. Как заявил генеральный директор компании Андрей Кузнецов, катера на электродвигателях будут первым в городе экологически чистым видом речного транспорта, поскольку не будут загрязнять реки и каналы маслом и нефтепродуктами. До сих пор в Петербурге никто не использовал электродвигатели в речных перевозках.

Заряда батарей судна будет хватать на 2 часа хода, хотя маршрут, на котором они станут работать - Фонтанка, Крюков канал, Канал Грибоедова, Нева, занимает около часа. Полностью разряженные батареи можно будет зарядить в течение 15 минут. Компания сама заказала новое судно и построила его на верфи в Шлиссельбурге. «Каракатица» с электродвигателем стоить 2,5 млн рублей, что примерно на 25% дороже аналогичного катера с дизельным двигателем.

Для реализации проекта компания заключила соглашение с «Агентством водного транспорта», структурой петербургского комитета по транспорту и «МТ-групп», группы компаний «Морская техника». «Агентство водного транспорта» должно будет создать стабильно функционирующую причальную инфраструктуру, приспособленную для приема и обслуживания пассажирских судов, работающих на электродвигателях.

«Астра марин» также собирается использовать электродвигатели в судах большей вместимости. К навигации 2021 года компания намерена закупить как минимум один теплоход «Пальмира» вместимостью 88 человек, который будет оборудован электродвигателем. Сейчас у перевозчика два теплохода «Пальмира», каждый из которых работает на дизельном топливе и имеет раздвижную крышу. Они были разработаны самой компанией и построены в 2013 году.

Группе компаний «Астра марин» принадлежит 24 прогулочных судна, в 2018 году она перевезла около 600 тыс. человек. Перевозчик входит в Ассоциацию владельцев пассажирских судов на участников которой приходится 83-85% всего пассажирского флота Санкт-Петербурга. В прошлом году ее клиентами стали около 3 млн человек. Общий пассажиропоток в городе на Нева, на его реках и каналах, составил в год назад около 7 млн человек.

 

В Нижнем Новгороде

Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева») из Нижнего Новгорода планирует разработать скоростное пассажирское судно на электротяге. По словам директора по инновационному развитию и маркетингу предприятия Сергей Королев, компания активно работает над этим проектом, однако имеется ряд проблем. В частности, объем и масса аккумуляторных батарей получаются весьма велики.

Отметим, это специализированное предприятие более 65 лет ведет работы по созданию высокоскоростных транспортных средств гражданского, двойного и военного назначения, использующие различные принципы гидродинамического движения. Это – суда на воздушной подушке и на подводных крыльях, суда с воздушной каверной на днище и глиссеры с различной механизацией дна, транспортно-амфибийные платформы и экранопланы. К настоящему времени по проектам ЦКБ построено более 8 тыс. пассажирских судов и катеров, эксплуатирующихся в 35 странах мира.

 

В Европе

Работы по направлению, обозначенном Объединенной судостроительной корпорацией, активно ведутся и во многих странах, прежде всего европейских. Так, в Дании с июля начал работать самый мощный в мире полностью электрический паром. Только что построенное судно Ellen E-ferry начало курсировать на участке в 22 морских мили между островами Эрё и Финшав. Как сообщает издание Seatrade Maritime News, на одной зарядке электропаром сможет работать в семь раз дольше, чем любое другое аналогичное судно в мире. Его рабочая скорость составляет 13-15,5 узлов, максимальная вместимость – 198 пассажиров в летние месяцы, 147 пассажиров – зимой. Также паром способен перевезти 31 легковой автомобиль или пять грузовиков на своей открытой палубе.

Ellen E-ferry имеет на борту самую большую электробатарею из когда-либо применявшихся для нужд морских перевозок. А вот отдельного аварийного генератора конструкцией не предусмотрено, что тоже новшество, поскольку до сих пор они устанавливались на всех электропаромах. За обеспечение бесперебойной работы всей электрики на судне отвечает компания Danfoss Editron. Она же предоставила и стационарную зарядную станцию для 4,3-мегаваттного аккумулятора, имеющегося на борту.

 

Иван Коблов 

Elektro 2 719