Clucy m2 819В последний месяц лета произошло несколько пожаров на пассажирских судах – речных и морских. И два из них отмечены на круизных теплоходах в центральной части России. Так, под Нижним Новгородом, в акватории Сибирского затона недалеко от Борского моста 13 августа загорелся трехпалубный теплоход «Святая Русь». В пресс-службе ГУ МЧС по региону сообщили, что он находился на ремонте с 2018 года. Для борьбы с огнем было задействовано более 70 человек и 20-ти единицы спецтехники. С воды теплоход тушил пожарный катер «Вьюн». Людей на борту горящего судна не было. Как отмечали местные жители, густой серый дым был виден за километры от места происшествия. Общая площадь возгорания составила порядка 600 кв. метров. Пожар, начавшийся около 10.00, был ликвидирован примерно к 17.30.

Пассажирский теплоход «Святая Русь» проекта 588, прежнее назывался «Родина», был построен в 1953 году в ГДР. Последнюю модернизацию прошел в 2006 году, после который мог принять на борт до 216 пассажиров. Судно сменило несколько хозяев, и долгое время работало в Санкт-Петербурге. С 2015 года оно стоит на приколе в акватории Волги. В числе его последних владельцев были обанкротившиеся «Казанская судоходная компания» и «Волжские путешествия». В конце прошлого года теплоход было продан на торгах частному лицу за 8,5 млн рублей.

Clucy 2 819Другой пожар зафиксирован 22 августа около 5 часов утра в Санкт-Петербурге на четырехпалубном круизном лайнере «Петр Чайковский». Его жертвой стал 25-летний судовой механик, в каюте которого, скорее всего, и произошло возгорание. Следователи рассматривают две основные причины инцидента: неисправность электрооборудования и неосторожное обращение с огнем. Четырехпалубное пассажирское судно во время происшествия находилось на Соляном причале Октябрьской набережной города на Неве. Общая площадь возгорания на борту составила всего 13 кв. м. С теплохода при этом эвакуировали 240 пассажиров и 80 членов экипажа, никто из них не пострадали. Пожар потушили уже к 6.00.

Речной круизный теплоход «Петр Чайковский» проекта 301, рассчитанный на прием до 260 туристов, принадлежит ОАО «Донинтурфлот» из Ростова-на-Дону. Он был построен на немецких верфях в 1977 году. Это судно, как и весь пассажирский флот ростовского судовладельца, включающий 8 теплоходов, обслуживает исключительно иностранных туристов, перевозя их между Москвой и Санкт-Петербургом. Оператором судна выступает круизная компания «Ортодокс», также из Ростова-на-Дону. Как сообщил ее представитель, поскольку ходовые качества судна не пострадали, то все туристы, как и было запланировано, отправились в речное путешествие на этом теплоходе. Намеченный круиз «Чайковского» из Санкт-Петербурга в Москву прошел в соответствие с утверждённым ранее расписанием.

Clucy 3 819Теперь об огненной стихии бушевавшей на морских судах. Из-за пожара четыре человека погибли на пароме Santika Nusantara у индонезийского острова Ява, передало 23 августа агентство Синьхуа. Сообщалось также, что о судьбе еще 54 человек не было известно. Представитель индонезийского агентства по ликвидации последствий стихийных бедствий подтвердил, что у провинции Восточная Ява загорелось судно, на борту которого находились 277 человек.

Напомним, тоже в Индонезии, в самом конце прошлого месяца, три человека погибли и девять были ранены в результате пожара, случившегося на пароме KMP Sembilang в районе Каримун. Это случилось когда судно находилось на верфи Karimun Marine Shipyard. Среди погибших — второй помощник капитана и старший механик. Они были заблокированы на борту во время пожара. Ещё один погибший являлся работником верфи. Пожар вспыхнул во время сварочных работ, после взаимодействия искр и жидкости, содержащей масло.

 

Clucy 4 819Далее, 8 августа практически полностью выгорела мега-яхта Lady D, находившаяся на стоянке в яхт-клубе Ao Po Grand Marina на севере таиландского острова Пхукет в Андаманском море. Прибывшие к горящему судну пожарные долго не могли подвести близко к нему оборудование. Яхта горела у причала, далеко от главного пирса и рядом с понтоном. Попытки взять под контроль пламя не увенчались успехом и судно отбуксировали на остров Ко Нанг в окрестностях Пхукета. Поскольку на борту горящего судна находились десятки тонн топлива, его окружили стрелами, чтобы предотвратить возможную утечку нефтепродуктов. Во время пожара полностью выгорели две палубы. Стоимость мега-яхты оценивается в 5 млн евро.

Один член экипажа судна Coastal Jaguar, которое используют для дайвинга, 12 августа пропал без вести во время сильного пожара на борту. Происшествие случилось, когда плавсредство находилось у берега Андхра-Прадеш на юго-востоке Индии. По словам очевидцев, сначала на борту прогремел взрыв, а затем начался пожар. Всего на Coastal Jaguar находилось 29 человек, в том числе и члены экипажа. Рядом с горящим судном стоял корабль береговой охраны Индии (ICGS) Rani Rashmoni. Его команда пришла на помощь горящему теплоходу. Спасти удалось 28 человек, а один моряк пропал без вести. Причина возгорания устанавливается.

Clucy 4b 819Затем уже в конце месяца, 27 августа в Средиземном море загорелась и затонула яхта d’Angleterre (управляла судном компания Nave Magna), стоимость которой оценивается в $10 млн. На ее борту, по неподтвержденной информации, находились представители бизнес-структур из России и одной из ближневосточных стран. Яхту арендовали за 15 тыс. евро в сутки. На ней было 10 гостей и 5 членов экипажа. По предварительным данным, пожар произошел из-за короткого замыкания в системе кондиционирования в кормовом отсеке. Судно стояло всего в трёхстах метрах от Мальорки, у города Пальма. Но из-за халатности испанских морских пожарных, которые, прибыв на место, тушили возгорание крайне вяло, яхта сгорела дотла и затонула. Но перед этим команда успешно провела эвакуацию всех пассажиров.

Наконец, на следующий день, 28 августа, в машинном отделении парома Lite Ferry 16 тоже произошло возгорание, в результате чего огонь распространился по всему судну. В тот момент паром подходил к порту Палау в Дапитан-сити (Замбоанга, Филиппины). На его борту находилось 137 пассажиров. Береговая охрана Филиппин заявила, что 112 человек были спасены, а 25 пропали без вести. По сообщениям местных информагентств, о пароме Lite Ferry 16 никакой информации в открытых базах данных не найдено. Сообщается, что в 2015 и 2016 годах у пароходства Хайнань-Стрейт было куплено два паромных судна, которые переоборудовали в паромы Lite Ferry 16 и Lite Ferry 19 для Lite Shipping Corporation.

Clucy 5 819А эта история похожа скорее на детектив. Как сообщил информационно-новостной портал Rusturkey.com, еще в июле некими гражданами России в Мармарисе была взята в чартер яхта Ghost 3 и больше в порт не вернулась. Ее владельцы обратилась в полицию и Интерпол. Далее в Москве российской полицией задержан Анатолий Шутов - член преступной группировки, похитивших яхту. Были выявлены личности и остальных похитителей, а также лидера преступной группировки из 8 человек. Им, как 18 августа сообщило информационное издание Milliyet, оказался полковник ВС России в отставке Олег Попилов.

Установлено, что арендовал яхту Владимир Соколов, которая после отключения приборов слежения бросила якорь в Даламане. В аэропорт турецкого Даламана в это время прибыли четыре участника бандформирования и еще две женщины. Они поселились в трех разных отелях курорта. Вечером 15 июля началась операция по похищению. Датчик электронного слежения за яхтой подключили к игрушечной лодке с дистанционным управлением, сигнал шел из территориальных вод Турции, что не вызывало ни у кого подозрений. В это время похищенная яхта вышла в нейтральные воды, после чего члены группировки вылетели из страны. Банда во главе с Олегом Попиловым работала в Средиземном море в течение 4 лет, на их счету 49 угнанных яхт в 2018 году и 37 яхт – в 2019 году, шесть из них были найдены. Из Турции угнано 16 яхт. Следствие и поиск остальных преступников продолжается.

Clucy 6 819Теперь об августовских происшествия на реках нашей страны. На Оби 9 августа экипаж теплохода спас пассажирское судно, которое неслось на камни. Как сообщили в Западно-Сибирском следственном управлении на транспорте, инцидент произошел под Барнаулом. Прогулочный теплоход «Москвы-78» с 50 пассажирами на борту, среди которых находились, в том числе, дети и пожилые люди, потерял управление. Однако экипаж другого аналогичного судна «Москвы-207», находившегося рядом, смог предотвратить намечающееся крушение. По информации из Барнаульского речного порта, неисправный теплоход успели взять на буксир, помогли ему пройти под мостом и безопасно пришвартоваться к причалу.

Архангельским следственным отделом на транспорте возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного как оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. По данным следствия 12 августа капитан теплохода «Беломорская СПК 11» на буксируемой барже перевез не менее 50 пассажиров, 16-ть из которых были несовершеннолетние. При этом баржа предназначена исключительно для автотранспорта и сухого груза. Перевозка на возмездной особе осуществлена через реку Мезень от причала «Пёза» к причалу «Забор» Мезенского района.

Clucy 7 819Следствием установлено, что на барже отсутствовали спасательные жилеты, средства пожаротушения и спасательные круги, инструктаж с пассажирами не проводился. Пассажиры находились в салонах автомобилей, противооткатные устройства под колеса которых не ставились, аппарель палубного плашкоута при этом находилась в опущенном состоянии. Кроме этого, теплоход «Беломорская СПК 11» на классификационном учете не состоит, в связи с чем, является технически негодным. По данным специалистов, выявленные нарушения оцениваются как создавшие реальную опасность для жизни и здоровья потребителей.

Удмуртской транспортной прокуратурой 20 августа выявлены грубые нарушения в работе МУП «ИжГорЭлектроТранс» при перевозке пассажиров водным транспортом по Ижевскому пруду. Это унитарное предприятие является эксплуатантом двух пассажирских судов - «Москва-117» и «Москва-181». Используя их, оно не имело договора страхования жизни и здоровья члена экипажей судов при исполнении им служебных обязанностей. Также на теплоходе «Москва-117» не обеспечена готовность к эксплуатации системы пожаротушения в пассажирском салоне. Выявленные нарушения были устранены в ходе прокурорской проверки. В целях недопущения их в дальнейшем, руководству «ИжГорЭлектроТранса» внесено представление.

Clucy 8 819И завершает обзор происшествие из зарубежной морской жизни, имевшее место 28 августа. Из 200 человек, которые находились на затонувшем судне Austrheim — 108 выжили, 3 погибли, а остальные пропали без вести. Авария произошла в ночь с 25 на 26 августа. Паром Austrheim перевернулся в море во время сильного шторма. Судно затонуло у полуострова Бакасси (Камерун). На месте кораблекрушения три дня проводилась поисково-спасательная операция. Судно с пассажирами шло из Калабара в Камерун.

 

 

Подготовил Андрей Алексеев