Mor kollegia 2 1019В Санкт-Петербурге на совещании Морской коллегии при правительстве РФ, проходившем 18 октября, обсуждались ключевые вопросы развития флота и судостроения в стране. В том числе, затрагивались темы круизного судоходства и яхтенного туризма. Так, заместитель министра транспорта России, руководитель Росморречфлота Юрий Цветков в своем докладе рассказал о возрождении отечественного морского туризма на примере организованной ФГУП «Росморпорт» круизной линии в Черноморском регионе, которую обслуживает специально приобретенный для этой цели лайнер «Князь Владимир».

На совещании выступил и вице-премьер правительства Юрий Борисов. Он назвал морские и речные круизы «наиболее популярным и динамично развивающимся видом путешествий со значительным мультипликативным эффектом». По его словам, перевозки пассажиров на внутреннем водном транспорте осуществляются в 43 регионах России, а на морском транспорте - в 10 регионах страны, благодаря чему в прошлом году водным транспортом в целом было перевезено более 12 млн пассажиров. Из них морским транспортом - 7,5 млн пассажиров и почти 300 тыс. пассажиров - на туристических маршрутах.

По словам Юрия Борисова, рост круизного туризма существенно сдерживается изношенностью судов и причальных сооружений. Поистине непреодолимой преградой здесь выступает иногда и мелководье, когда проход судов круизного класса либо существенно затруднён, либо просто невозможен. Есть и другие факторы, затрудняющие развитие круизного судоходства. Среди них - старение пассажирского флота и отсутствие новых теплоходов, отвечающих современным требованиям безопасности и комфорта. Средний возраст эксплуатируемых сейчас пассажирских судов в стране составляет 45 лет.

Тем не менее, в настоящее время реализуется ряд мер государственной поддержки, отметил выступающий, которыми могут воспользоваться судоходные компании в целях развития круизного бизнеса. Сегодня на верфях Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) ведётся строительство двух круизных лайнеров - «Петр Великий» и «Мустай Карим», а также двух речных теплоходов типа «Золотое кольцо». Однако этого явно недостаточно, нужна серийность, а ее пока нет.

Что касается вопросов развития яхтенного туризма, то Морская коллегия и раньше предпринимала попытки решить их. В 2017 году ею были рассмотрены концептуальные предложения по организации яхтинга на черноморском побережье России. Однако по целому ряду причин существенных сдвигов в реализации проектов развития туризма на катерах и яхтах не произошло. Приходится констатировать, что в настоящее время нет сформированной нормативной базы, которая бы регулировала проектирование и строительство объектов для небольших судов, как нет и документов федерального уровня по стратегическому планированию яхтенного туризма в стране, отметил докладчик. Тем не менее, по его мнению, имеется надежда, что рабочая группа под руководством Игоря Левитина придаст импульс и скоординированность работе всех структур, заинтересованных в развитии этого вида водных путешествий.

 

Иван Коблов