BlaskSeaSubs 0120Государство будет субсидировать круизы по Черному морю, чтобы удержать цены на «социальном уровне». Проект постановления правительства об этом разработал Минтранс, документ проходит общественное обсуждение.

Российские черноморские круизы запущены в 2017 году. Решение об этом было принято годом ранее по итогам заседания президиума Госсовета. Сейчас организует такие морские путешествия только одна компания («Черноморские круизы»), задействован только один лайнер – «Князь Владимир», который ходит по маршруту Сочи - Новороссийск - Ялта - Севастополь - Сочи.

В прошлом году за круизный сезон перевезли почти 8 тысяч пассажиров. Клиенты удовлетворены путешествием на 4,8 балла из 5 возможных, сообщают в круизной компании. Тем не менее, спрос невелик и недостаточен для обеспечения как минимум уровня безубыточности круизных проектов, отмечают в минтрансе. Для стимулирования морского туризма предлагается выделять субсидии.

В 2020 году на эти цели предусмотрено более 530 млн рублей, в 2021-м - 450 млн, а в 2022 году - 400 млн. Субсидии привлекут круизные компании, а конкуренция между ними приведет к снижению цен. Воспользоваться этими мерами поддержки может любая российская круизная компания. Главное условие - суда должны заходить в Крым. То есть, субсидии должны привлечь на этот рынок других участников и за счет развития конкуренции способствовать доступности цен.

В компании «Черноморские круизы» существующий уровень рентабельности туров не раскрывают, но к планируемым мерам, разумеется, относятся положительно. «Это подтолкнет развитие бизнеса в сфере морских пассажирских перевозок», - отметил генеральный директор компании Виктор Глуховщенко.

В том, что морские круизы вряд ли могут быть «социальными», убеждена профессор кафедры менеджмента и сервиса Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Галина Дехтярь. «По морю ходят лайнеры более высокого уровня, чем по рекам. Они всегда будут давать более высокую цену», - говорит она. С точки зрения обеспечения массового турпотока целесообразно субсидировать авиаперевозку, речные круизы, которые доступны, например, пенсионерам, считает эксперт.

В ситуации с черноморскими круизами, конечно, важен также известный мультипликативный эффект туризма. Считается, что один турист создает четыре рабочих места. То есть, вложение средств в субсидирование круизов может расширить спрос и стимулировать развитие экономики - вслед за круизами будут развиваться экскурсионный бизнес, торговля, развлечения, транспорт, общественное питание и другие сферы. А это особенно важно для Крыма. Но для роста турпотока нужно создать условия - подготовить необходимое число гидов-экскурсоводов, аккредитовать их, создать транспортную инфраструктуру, нельзя допускать, чтобы автобусы с туристами стояли в пробках, поясняет Дехтярь.

 

По материалу «Российской газеты»