ProJune m5 720Июнь, как и прошлый месяц, прошел вполне спокойно. И вновь причиной временного затишья на круизных судах и маршрутах, стала глобальная пандемия, парализовавшая работу и речного и морского транспорта. Вот, пожалуй, типичный, даже символический случай прошедшего месяца – пожар на судне стоящем на стоянке. Так, в акватории порта Йокогама 16 июня на борту круизного лайнера Asuka II произошло возгорание. Сильное задымление наблюдалось на верхних палубах стоящего на рейде судна. С 1 апреля на нем нет пассажиров, но есть экипаж, сообщило агентство Киодо. Информации о пострадавших в дальнейшем не поступало.

Asuka II принадлежит и управляется круизной компанией Nippon Yusen Kaisha чья штаб-квартира находится в Токио. Лайнер был построен на верфи в Нагасаки в июле 1989 года. Его «сестрой» является Crystal Symphony, принадлежащий 5-звездной компании Crystal Cruises. Основные характеристики Asuka II: водоизмещение более 50 тыс. тонн, длина 241 метр, ширина 29,6 метра, осадка 7,8 метра, скорость хода 21 узел. Лайнер имеет десять палуб, восемь из которых пассажирские. На борту находятся 461 каюта, в которых могут разместиться 960 пассажиров. Экипаж составляет 545 человек.

ProJune 2 720Кстати, Asuka II неоднократно с туристами на борту бывал в российском Приморье, а в середине июня 2016 года зашел и в Авачинскую бухту. Но это дело прошлое, а вот 14 июня нынешнего года в 38 км от этой бухты, находящейся у побережья Камчатки, перевернулся маломерный катер компании ООО «Увгил». Четыре человека, которые были на борту, пропали без вести. Как сообщает пресс-служба ГУ МЧС по региону, катер осуществлял доставку груза к другому судну, но перевернулся из-за штормового ветра. На месте ЧП работали буксир «Капитан Мишин» морской спасательной службы, спасательный катер «БЛ-820» и катер с водолазной командой. Однако поисковая операция результатов не дала. Как сообщил ТАСС, ЧП произошло за пределами территориальных вод Российской Федерации. Потерпевшее судно в дальнейшем было отбуксировано в порт Петропавловска-Камчатского.

Теперь о речных происшествиях. В Красноярском крае 18 июля суд приговорили мужчину к лишению свободы за аварию на Енисее, повлекшую смерть одного человека. Собранные доказательства были признаны достаточными для вынесения обвинительного приговора в отношении судоводителя, допустившего аварию в сентябре 2019 года. Он признан виновным в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта. Как установлено в ходе следствия, осужденный в дневное время на принадлежащем ему катере осуществлял перевозку двух пассажиров из поселка Бор в поселок Новоназимово. В пути следования вверх по Енисею мужчина, управляя маломерным судном, увидел на своем курсе танкер ТН-661, принадлежащий АО «Енисейское речное пароходство», следовавший навстречу.

ProJune 3 2 720Предвидя возможное столкновения, но без достаточных к тому оснований, он самонадеянно рассчитывая на предотвращение тяжелых последствий, продолжил движение к танкеру.  При этом был уверен, что успеет пересечь его встречный курс. Но в связи с малым расстоянием и высокой скоростью танкера, столкновения избежать не удалось. В результате катер был затоплен, а находившиеся на борту обвиняемый и один пассажир спаслись, выплыв на поверхность воды. Второй же пассажир, оказавшись в рубке катера, наполнившегося водой, не смог покинуть судно и утонул. Приговором Туруханского районного суда Красноярского края судоводителю назначено наказание в виде двух лет и четырех месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.

Далее, пассажирский теплоход «Усть-Сысольск» 23 июня сел на мель на реке Вычегде у поселка Седкыркещ под Сыктывкаром. Все 16 пассажиров, возвращавшиеся с ночной смены, были эвакуированы силами МЧС и местными жителями, которые предоставили свои лодки. Никто не пострадал. В дальнейшем судно «Усть-Сысольск» сняли с мели. Как отмечают эксперты, происшествие стало возможным в связи с непростой гидрологической обстановкой. Вместе с тем, ожидается дальнейшее снижение уровня воды в Вычегде, а на тот момент он уже упал на 61 см, чего в июне не происходило уже много лет. В связи с чем, сообщается, что «Усть-Сысольск» может начать курсировать по маршруту Седкыркещ - Доручасток по укороченному расписанию.

ProJune 4 720В июне сообщается и о ряде случаев разлива нефтепродуктов на реках. Так, на Волге в районе Саратова 8 июня ликвидировали нефтяное пятно неизвестного происхождения, обнаруженное двумя днями ранее. Прокуратура Саратовской области организовала проверку по факту его появления на реке. Совместно со специалистами лаборатории были отобраны пробы воды в целях определения степени загрязнения. По данным региональной службы спасения, площадь пятна составила 60 кв. метров. Причины его появления устанавливаются.

Уже ближе к концу месяца, 25 июня поступил сигнал о наличии нефтяного пятна площадью 900 кв. м., в Бутаковском заливе Химкинского водохранилища – в городском округе Химки Московской области, сообщили в пресс-службе Росводоресурсов. Сотрудники этой организации побывали на месте происшествия, где было выявлено нефтяное пятно, имеющее устойчивый запах ГСМ, и вытекающее из реки Грачевка (Чернавка). Выше по течению специалисты нашли коллектор ливневой канализации, которую эксплуатирует МУП «Химводосток», из него поступали сточные воды с нефтепродуктами. По периметру пятна были развернуты боновые заграждения, которые позволили предотвратить распространение загрязнения. Поверхность акватории обработали сорбентом для снижения вреда. По выявленному нарушению уведомлены Межрайонная прокуратура, Росприроднадзор, УМВД по городу Химки и Росрыболовство.

ProJune 5 720Ранее, 17 июня, Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор в судебном порядке запретил эксплуатацию пассажирского судна, загрязняющего воды озера Байкал. При проведении проверки установлен объект водного транспорта – теплоход «Иркутск», который грубо нарушал природоохранные нормы. При проведении пассажирских перевозок его владелец пренебрегал требованиями закона, и эксплуатировал судно в отсутствие сборной цистерны для накопления фекальных и сточных вод. Прокурор доказал, что выявленные нарушения недопустимы и угрожают экологической безопасности, после чего суд запретил дальнейшую эксплуатацию судна. Вернуться к ведению бизнеса судовладелец сможет теперь только после оборудования теплохода необходимыми системами.

Напомним в заключении, что в конце прошлого месяца произошла чрезвычайная экологическая ситуация федерального масштаба - утечка дизельного топлива в Норильске. Она случилась при разгерметизации бака с дизельным топливом. И о катастрофе, которую местные власти пытались скрыть, стало известно только в начале июня и только благодаря вмешательству Президента РФ, сообщившего на всю страну об одной из крупнейших в истории утечек нефтепродуктов в арктической зоне, и создающей серьезную угрозу экосистеме Северного Ледовитого океана.

 

Подготовил Андрей Алексеев