31673Российские судоходные компании смогут провести в 2021 году эксперимент по эксплуатации в режиме эксперимента судов-беспилотников. Как сообщил генеральный директор «Отраслевого центра НТИ «Маринет» Александр Пинский в ходе видеоконференции по вопросам автономного плавания, их партнерами по проекту создания новых беспилотных технологий на морских судах выступают ПАО «Совкомфлот», судоходная компания «Пола Райз» и ФГУП «Росморпорт». По его мнению, морская отрасль, по сравнению с другими видами транспорта, находится в высокой степени готовности к внедрению дистанционных систем управления.

Как считают эксперты, эксплуатация судов без экипажа позволит сократить издержки судоходных компаний. Профессия моряка при этом стане более безопасной, автоматизация управления судном позволит исключить такие риски как погодные условия, нападение пиратов. Не станет необходимости смены членов экипажа, поскольку управлять судном можно будет из офиса, причем у операторов будут все средства для мгновенной реакции практически на любые ситуации. А вот часть моряков трансформируется в так называемые «морские спецназы», которые станут десантироваться на судно и разбираться там, где нужен человеческий ум, а не автоматика. В будущем, уточняет Александр Пинский, в экипажах на судах останутся механики и инженеры. Таким образом, считает он, морские профессии просто трансформируются, и станет значительно более безопасной, интересной и квалифицированной.

Пока же проводятся еще только испытания водных беспилотных судов. Так, ФБУ «Администрация «Волго-Балт» в рамках поручений Минтранса РФ и Росморречфлота создало на внутренних водных путях тестовую акваторию «Беспилотник». Как сообщает пресс-служба учреждения, она предназначена для проведения испытаний роботизированных морских и речных судов и отработки технологий безэкипажного судовождения. В состав тестовой акватории входят две испытательные площадки: в восточной части Ладожского озера и на 1371-м км реки Нева в Санкт-Петербурге.

Площадка на Неве площадью 0,6 кв. мили предназначается для испытаний небольших моделей автономных судов, выводить которые на Ладогу было бы нецелесообразно. Помимо работ по проведению испытаний полноценных автономных судов, достаточно перспективным является направление по испытаниям «судов-роботов», обеспечивающих обслуживание водных путей. Тестовая акватория «Беспилотник» в настоящее время является единственной официальной площадкой в России для испытаний подобной техники.

В Японии также создают автономное безэкипажное надводное судно, и планируют сделать это к 2025 году. В работе принимают участие 22 японские компании, ее финансирование ведется в рамках совместной программы технологического развития безэкипажных судов под руководством Фонда Nippon. При его поддержке проект, получивший название DFFAS, в 2021 году направят на проведение демонстрационных испытаний, после чего будет решаться вопрос о его дальнейшем использовании на практике.

Проект DFFAS по развитию безэкипажного судовождения уже привлек внимание не только японских, но зарубежных экспертов. При разработке и испытаниях системных функций, необходимых для управления автономными судами, будет проверяться управление в удаленном режиме в случае возникновения аварийной ситуации, автоматизация процесса швартовки и отчаливания судна, осуществление операций в соответствии с утвержденным маршрутным планом и планом действий, а также мониторинг вспомогательных функций будет вестись из Центра эксплуатации флота.

Отметим, группа компаний Nippon Yusen Kabushiki Kaisha (NYK Line), головной офис которой находится в Токио, специализируется в международной логистике, морских перевозках, круизном бизнесе и других операциях. Она владеет и управляет флотом из более чем 750 различных судов, включая один круизный лайнер.

 

Иван Коблов