Yahting G 920

В завершающемся высоком сезоне, в условиях полного отсутствия на рынке туризма массовых морских круизов, на российских курортах был отмечен значительный рост спроса на прогулочные туры, выполняемые на катерах и яхтах. Как отмечают представители турбизнеса, если в прошлом году клиенты обычно арендовали эти небольшие суда на 2-3 часа, то в нынешнем году все чаще стали брать их на день и даже на несколько суток. Желающих с борта полюбоваться пейзажами в открытом море, искупаться и порыбачить, таким образом, становиться все больше и больше.

Яхтенный туризм и яхт-чартер - одни из наиболее популярных, а значит и достаточно прибыльных видов туризма во всем мире. Путешествие по морю на яхте или катере можно совершить и в России. Так, час индивидуальной аренды яхты в Крыму стоит в среднем от 4 до 30 тыс. рублей. Цена за день вирируется от 25 до 300 тыс. рублей, в зависимости вместимости и комфортабельности судна. Дешевле обойдется прогулка на катере: стоимость аренды вместе с командой составляет от 2 до 10 тыс. рублей за час. А недельный яхтенный круиз по маршруту, например, из Севастополя вдоль южного берега Крыма на парусной яхте стоит где-то 40 тыс. рублей на пассажира. В цену включены услуги капитана, завтраки, проживание. Экипаж предоставляет все необходимое для рыбалки, а улов можно тут же пожарить на мангале.

В то же время, яхт-чартер – аренда катеров и яхт, а также яхтенный туризм – путешествие на собственном судне, в нашей стране по-прежнему развиты достаточно слабо. Показательно, что только за стоянку и обслуживание своих яхт за границей состоятельные российские граждане, по имеющимся данным, тратят ежегодно более 200 млн евро. Аналогичных услуг на родине они получить зачастую просто не могут. И в первую очередь, из-за слабой сервисной инфраструктуры - нет специализированных стоянок, топливозаправочных комплексов, ремонтных мастерских и других услуг для небольших судов. Также отсутствует и необходимая правовая база, регламентирующая морские и речные путешествия на них. Тем не менее, в этом направлении, похоже, намечаются определенные положительные сдвиги.

 

От южных до северных морей

Yahting 2 920В частности, Министерство транспорта республики Крым разработало общую концепцию развития яхтинга на полуострове. Планируется создание 17 яхтенных стоянок-марин, в том числе портов-убежищ и портов-причалов, где в случае шторма или поломки могли бы остановиться моторные и парусные судна. Их собираются строить, в первую очередь, в Ялте и Севастополе, а также в Алуште, Евпатории, поселке Черноморское, Коктебеле, Новом Свете и на мысе Тарханкут. Также, чтобы состыковать яхтенный отдых с аналогичными предложениями в Краснодарском крае, считают специалисты, потребуются соответствующие марины в Керчи и Феодосии.

По словам главы комитета по туризму, курортам и спорту Госсовета Республики Крым Алексея Черняка, работы будут вестись за счет средств инвесторов, в том числе и иностранных, или на условиях государственно-частного партнерства. Немаловажно, что в настоящее время на полуострове уже есть несколько сотен причалов, построенных еще в советское время, хотя большинство из них прибывают в нерабочем состоянии. Кроме того, в Федерации парусного спорта Крыма отмечают, что интерес к региону проявляют и иностранные яхтсмены. Есть запрос и на увеличение прокатного яхтенного флота, причем он должен быть в значительной степени однотипным, чтобы обеспечить проведение массовых регат и соревнований.

Однако крупнейшая в Крыму яхтенная марина, по плану, появится в Балаклаве, на берегу хорошо защищенной от штормов живописной бухты. Проект международного центра туризма будет реализован там за счет средств федерального и регионального бюджетов в размере до 7 млрд рублей, а также частных инвестиций – еще 10-15 млрд рублей. Напомним, президент РФ Владимир Путин весной 2019 года поручил правительству РФ подготовить совместно с заинтересованными организациями и представить предложения о развитии яхтенного туризма в Крыму и Севастополе.

Несколько иные задачи решают на Балтике. В Выборге занялись вопросом создания нового пункта морского пропуска для маломерных судов и яхт. Небольшой понтон у морского порта города, где раньше проводился пограничный и таможенный контроль, демонтировали еще летом 2018 года. Ближайшими остались пункты пропуска в Брусничном на Сайменском канале и форт Константин. Однако из-за больших расстояний яхтсменам проходить в них контроль неудобно.

Поэтому на первоначальном этапе его планируют организовать на базе выборгского порта, не исключая при этом и включения части инфраструктуры яхт-клубов в пределы пункта пропуска. В перспективе речь идёт о строительстве терминала для приема маломерных судов и яхт. Власти уверены, что он привлечет как иностранных, так и российских яхтсменов и туристов в Ленинградскую область. В то же время, размер и источник финансирования строительства пока не определён.

Власти Мурманской области, в свою очередь, тоже собираются создать в регионе требуемую инфраструктуру для развития отдыха на воде, включая и яхтинг. Его к тому же намечается внести в новый национальный проект по туризму, сообщила пресс-служба областной администрации. Для популяризации этого направления, летом следующего года намечается проведение самой северной гонки на парусных яхтах в акватории между Мурманском и Нарьян-Маром.

В рамках подготовки к Большой Арктической регате, в конце августа завершился разведывательный экспедиционный поход. Его участники, для оценки маршрута предстоящего соревнования, выйдя из Петербурга, преодолели около 3 тыс. морских миль. Их яхты проследовали через Шлиссельбург, Беломорканал, Архангельск, Мурманск, Нарьян-Мар, Соловки и Петрозаводск. Путь был рассчитан на маломерные суда и проложен с учетом экспертизы возможных стоянок, погодных и организационных условий, обеспечения безопасности. Как отметил губернатор Мурманской области Андрей Чибис, проект имеет несколько граней, которые в совокупности должны перезапустить индустрию отдыха на воде в регионе и дать толчок развитию маломерного флота.

 

Федеральный закон о яхтинге

Yahting 3 920Для создания в России приемлемых условий занятия яхтингом, как для россиян, так и для иностранных граждан, в стране разрабатывается специальный закон. Этим сейчас занимаются в Госсовете Республики Крым. Закон о яхтенном туризме и яхт-чартере поможет развитию отрасли, увеличению продолжительности курортного сезона и росту турпотока в приморские регион страны, считают эксперты. На базе этого документа могут быть приняты законы и в других регионах, а затем и на федеральном уровне.

В прошлом году власти Крыма подписал меморандум о сотрудничестве с Калининградом, Санкт-Петербургом, Ростовом-на-Дону, Севастополем и Краснодарским краем, в котором отдельно отмечен и яхтинг. По словам Алексея Черняка, после того как работа над законопроектом будет завершена, крымчане разошлют его своим партнерам. Состоится совместное обсуждение документа представителями профильных комитетов, затем, учитывая специфику каждого региона, законодатели на местах примут закон у себя. И уже потом от пяти субъектов последует предложение по разработке соответствующего федерального закона, который станет важным шагом на пути дальнейшего становления яхтинга в России.

 

Иван Коблов