GrifonBSV2 321Крупнейший российский оператор речных круизов «ВодоходЪ» с мая запустит новый скоростной маршрут, на этот раз по Черному морю. Об этом сообщила газета «КоммерсантЪ». Для чего компания приобрела скоростной катамаран «Грифон» и оформляет в сублизинг судно на подводных крыльях «Комета 120М». Кроме того, «ВодоходЪ» по программе льготного лизинга заказал строительство еще одного «Грифона», который должен быть сдан в 2022 году. 

Судоходная компания «ВодоходЪ» приобретет у Средне-Невского завода скоростной пассажирский катамаран «Грифон», построенный из композитных материалов. По словам председателя совета директоров компании Виктора Олерского, судно будет обслуживать новый пассажирский маршрут Новороссийск — Геленджик — Сочи. Его с мая запустит дочерняя компания «ВодоходЪ-Экспресс». Также на морской линии начнет ходить скоростной пассажирский теплоход на подводных крыльях «Комета». Суда будут выполнять ежедневно по два рейса каждый. Стоимость билета сейчас уточняется.

Компания видит свободную нишу на этом направлении: летом дорога из Новороссийска до Сочи может занять световой день. С запуском же морского маршрута это расстояние можно будет преодолеть за 3,5–4 часа в зависимости от погоды. «Если результат работы новой линии будет отрицательный, то мы рассчитываем на государственные субсидии»,— отметил Виктор Олерский. «ВодоходЪ» также договорился с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) о строительстве еще одного «Грифона» по программе льготного лизинга через кэптивную компанию госкорпорации «Машпромлизинг». Судно должно быть сдано в эксплуатацию в 2022 году. Напомним, недавно «ВодоходЪ» объявил об обновлении своего малого флота

Как пояснили в ОСК, договор лизинга с «Водоходом» на строительство «Грифона» прошел все необходимые стадии согласования. Контракт со Средне-Невским заводом также согласован, подписание планируется на апрель. Сделка будет осуществляться в рамках средств, выделенных на льготный лизинг. Вопрос о выкупе первого катамарана обсуждается непосредственно компанией «ВодоходЪ» и верфью. В настоящее время решается вопрос о приватизации результатов ОКР по созданию отдельных элементов «Грифона».

Относительно «Кометы» «ВодоходЪ» ведет переговоры с компанией «Морские скоростные пассажирские перевозки» по условиям субаренды. Компанией уже переданы два подобных судна, и третье находится на этапе достройки. В случае если будет принято положительное решение, «Машпромлизинг» готов одобрить сублизинг, сообщили в корпорации. В «Водоходе» уточнили, что принципиальные договоренности достигнуты лишь по одной «Комете».

Стоимость катамарана «Грифон» — 350–400 млн руб. Корпус судна выполнен из углепластика - совместная разработка с «Роснано». Катамаран рассчитан на перевозку 150 человек. Его длина — 25,7 м, ширина — 9,3 м, осадка — 1,5 м. «Грифон» может развивать скорость до 55 км/ч, его мореходность до 4 баллов (волны до 2 м). С 2018 года катамаран ходил на линии в Петергоф.

Строительство трех скоростных судов на подводных крыльях «Комета 120М» вел рыбинский завод «Вымпел», еще два судна строятся на феодосийском предприятии «Море». Стоимость одной «Кометы» в 2019 году составляла 575 млн рублей. Длина судна — 32,5 м, ширина — 10,3 м, осадка — 3,5 м, скорость — до 65 км/ч, пассажировместимость — 120 человек. Первые две «Кометы» работают на маршрутах Севастополь — Ялта. В 2020 году на проведение скоростных пассажирских перевозок в Азово-Черноморском бассейне судами на подводных крыльях было выделено 150 млн рублей.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что у проекта хорошие перспективы даже без учета возможной государственной поддержки. Цена на автобусные перевозки по этому маршруту составляет от 700 рублей, и по времени это около девяти часов. С учетом времени в пути, уровня комфорта и того, что это не просто поездка, а туристический маршрут, при ценах от 800–1000 руб. для взрослых уровень востребованности будет очень высоким.

 

Иван Коблов