Завершена морская круизная навигация высокого сезона нынешнего года. О том, как она проходила на российском рынке и о его сегодняшнем дне, по нашей просьбе рассказывает директор по маркетингу и PR операторской компании «Виа Марис» Елена Карманова:

Карманова Е. - 3- Самое трудное положение на рынке морских круизов сложилось в начале августа. На какое-то время продажи остановились практически полностью – ни звонков, ни посетителей. Наши менеджеры ходили по офису и не знали чем заняться. Уверена, нечто подобное наблюдалось во всей круизной отрасли. Но постепенно ситуация начала выравниваться. И в настоящее время мы продаем даже туры конца 2015 года. Но это вряд ли является показателем.

Для нас важнее, что тарифы на морские круизы снизились, как минимум, процентов на 20, а объемы продаж при этом сократились на 10-15%. Причем, реализация туров идут нестабильно: то вообще полное затишье, то оживление, будто все разом просыпаются. Получается некий рваный ритм. С чем это связано и отчего зависит тоже не ясно. Падения и подъем рубля, скажем, с этой динамикой не согласовывается. Но спрос, в любом случае, сегодня явно ниже. Не смотря даже на более низкие тарифы. Так, круизные цены на морские путешествия класса «стандарт» опустились как никогда раньше. Компанию Costa Cruises, к примеру, мы никогда прежде не продавали за 149 евро, а сейчас такие расценки держатся уже больше месяца. И вряд ли подобное снижение можно назвать рациональным. Ведь к круизным тарифам приплюсовываются авиабилеты, трансферы, другие услуги, и в результате общая цена все равно получается далеко не маленькой.

Поскольку «Виа Марис» в большей степени ориентируется на состоятельную аудиторию, то мы и предлагаем круизы достаточно высокого уровня, а значит не по самым низким ценам. Не могу сказать, что наша клиентура вдруг разом обеднела, покупки достаточно дорогих туров продолжаются. Но, наверное, в силу того, что сегодня наметилась определенная нестабильность и неуверенность, они подходят к ним более взвешенно, чем прежде. Каких-либо изменений в предпочтении круизных компаний у нашей клиентуры не наблюдается. Другое дело, категории кают на круизных судах, здесь изменения налицо. Меньше всего, в частности, пострадали «люксы». А у нас реализация этого круизного сегмента даже выросла. И все круизные компании, с которыми работает «Виа Марис» – Crystal Cruises, Silversea, Seabourn и Regent Seven Seas, пользуются примерно равным спросом. Правда, в этом сезоне мы в гораздо большем объеме продали круизы на Crystal - у нас была группа, а в следующем году ожидается группа уже на Silversea. Впрочем, объемы здесь небольшие, измеряются десятками туристов.

А наибольшие потери пришлись на круизный класс «премиум» - промежуточный между самым дорогим «люксом» и наиболее дешевым «стандартом», что, впрочем, вполне объяснимо. В классе «люкс» ездят туристы, имеющие лишние деньги. Среднестатистические же обитатели «стандарта», как правило, на отдых откладывают заранее. А представители «премиума» обычно отправляются в круиз на свободные средства. Они привыкли к определенному уровню комфорта, но не тратят и лишнего. И при первой же нестабильности готовы отказаться от круизного тура, скорее всего, заменив его другим видом отдыха, отказавшись от отдыха вообще. Таким образом, страдает не самый дешевый и не самый дорогой продукт, как можно было бы предположить, а наоборот тот, который находится в середине ценового диапазона.

Если говорить о «Виа Марис», то основная часть наших продаж приходится на компанию Costa Cruises, за ней следует Holland America Line, далее идет Norwegian Cruise Line (NCL). Остальных круизных компаний у нас совсем немного. При этом Costa и NCL относятся к классу «стандарт», а Holland America – к «премиум». И если брать Costa Cruises, то по сравнению с тем же периодом прошлого года, нынешнее снижение продаж этой компании у нас составляет всего несколько процентов. Holland же America и Norwegian в этом году потеряли около четверти от прошлогодних объемов. Аналогичен уровень потерь, к примеру, и для компании Oceania Cruises, класс «премиум». Таков на сегодня расклад именно для «Виа Марис». Другие туроператоры, специализирующиеся на других круизных компаниях, наверняка имеют и другие показатели.

 

Подготовил Игорь Горностаев