isabella-1-115Старт безвизового круизного маршрута по Черному морю на пароме «Изабелла 1», который в конце 2014 года анонсировала компания Paradise Cruise & Ferry, не получился. Из четырех заявленных рейсов, которые должны были отправиться накануне Нового года и в первой половине января, состоялся, и то в урезанном варианте, только первый промо-тур. Остальные из-за штормовой погоды пришлось отменить.

Предполагалось, что пятидневные круизы должны были выполняться по маршруту Сочи – Стамбул – Батуми – Сочи. Первый был запланирован на 25 декабря 2014 года. Судно должно было выйти из Сочи в 18.00, но из-за затянувшейся бункеровки в Батуми, затем из-за штормового встречного ветра лайнер серьезно выбился из расписания – почти на 7 часов. Компания была вынуждена исключить из программы Стамбул, чтобы не сорвать этот маршрут и все последующие. В качестве компенсации пассажирам дали возможность дважды посетить Батуми и бесплатно предоставили дополнительные экскурсии. Круиз, старт которого был запланирован на 30 декабря, из-за усиления шторма не состоялся, а позже было принято решения об отмене и всех остальных.

По словам вице-президента компании Paradise Cruise & Ferry Игоря Глухова, на рейсы 30 декабря и 4 января были раскуплены почти все места (лайнер вмещает около 900 пассажиров). «Туристам деньги уже вернули, – сказал он. – Жалко, что первый блин получился комом, но лучше потерять в финансах, чем рисковать жизнями пассажиров. Нам не повезло – в этом году на Черном море аномально тяжелая зима, шторм начался в конце декабря и продолжается до сих пор. В предыдущие два года такого не было. Во время Олимпиады в порту Сочи стояли большие круизные лайнеры, погода была шикарная. Но, к сожалению, случаются форс-мажоры. Сначала был сильный шторм в порту Сочи, потом он дошел и до Батуми, там мы чуть не сломали причал и едва не повредили судно. Решение об организации круизов в акватории Черного моря зимой, видимо, было ошибкой».

Организаторы не ставят крест на своем проекте и планируют вернуться к нему уже в этом году, но признают, что теперь придется считаться с кризисом. «Пока мы берем паузу – до 15 апреля, посмотрим, что будет дальше с рынком и с курсом рубля, ведь все наши расходы – в долларах, – пояснил г-н Глухов. – Пока все происходящее не вселяет оптимизма для начала такого масштабного проекта. Возможно, в кризисных условиях стоит сократить маршрут, чтобы удешевить билеты, и вместо Стамбула поставить город Трабзон. Отправлять пустой корабль мы тоже не хотим, чтобы поработать два месяца, а потом обанкротиться».

Возобновление черноморских круизов – очень важный проект для региона. Власти и турбизнес признают, что маршрут может быть востребован и сыграет важную роль в развитии территорий. Представители Российского союза туриндустрии, побывавшие в промо-туре, убедились, что организаторы провели серьезную работу по подготовке судна и персонала. РСТ и Министерство курортов и туризма Краснодарского края поддержали инициативу организаторов круиза, так как их пример, возможно, привлечет на Черное море и других операторов.

С закрытием крымско-кавказской круизной линии, которая завершила свою работу в 1994 году, ровно 20 лет назад, на Черном море не было круизного судоходства. «Одесса, Сочи, Сухуми, Батуми – в советское время это было единое пространство, на линии работали 12 кораблей, которые перевозили три миллиона пассажиров в год, – напомнил Игорь Глухов. – Владельцы «Изабеллы 1» сделали очень многое, в проект вложены большие деньги, лайнер на 100% готов к выполнению круизов. Хочется, чтобы он вернулся на Черное море. Мы сделаем для этого все возможное».

Пауза, которую взяла компания, будет использована в том числе и для решения проблем, которые выявил первый промо-круиз. Одна из главных – сократить время прохождения паспортного контроля на судне и на границе. «Мы поняли, что проект требует доработки, и негативный опыт тоже нужно использовать, – рассказал Игорь Глухов. – В порту Сочи на паспортном контроле сложностей не было, при втором заходе работало достаточное количество пограничников и все прошло довольно быстро. Сам порт, если исключить погодные условия, произвел очень хорошее впечатление – шикарный терминал, отличная инфраструктура. А в Батуми, если честно, есть проблемы, которые требуют принципиальных решений. Опыта и технологий такой работы у них нет, порт никогда пропускал пассажиров подобных судов – туристы с европейских лайнеров выходят в город без паспортов. Видимо, нужно делать посадочные талоны со штрих-кодом, закупать специальные сканеры и компьютеризировать вход и выход с лайнера. Мы продолжим переговоры, и, надеюсь, решим этот вопрос. Кроме того, плохая погода бывает не только осенью и зимой, но и летом. Возможно, придется купить телескопический трап и возить его с собой».

 

RATA-news,
Анна Вальцева

 

Наша справка:

Компания Paradise Cruise & Ferry была основана в 2013 году совладельцами и менеджерами паромного оператора St. Peter Line. Ее основная задача – организация и ведения круизных и транспортных операций в регионе Черного моря. Головной офис компании находится на Мальте. При этом она имеет широкую сеть агентов и представительств в России, СНГ, Грузии и Странах Балтии. В состав флота компании входят крупнотоннажные пассажирские суда Poseidon Express и Isabella 1.