Происшествия- 10-2В первом месяце 2015 года вновь отмечалась печальная дата – гибель круизного лайнера Costa Concordia, которая произошла близ итальянского острова Джильо в Средиземном море 13 января 2012 года. На борту судна тогда, три года назад, находилось 3216 пассажиров из 62 стран и 1023 члена команды, из которых погибли 32 человека и многие получили ранения различной степени тяжести.

И еще в конце января стало известно, что бывший капитан лайнера Costa Concordia Франческо Скеттино может получить 26 лет и три месяца тюрьмы. Такое наказание для него требует итальянская прокуратура. Капитан Скеттино, напомним, во время кораблекрушения повел себя крайне недостойно: одним из первых покинул судно, предварительно переодевшись в гражданский костюм, но его опознали эвакуируемые пассажиры. И теперь для него прокурор потребовал 14 лет тюремного заключения за гибель людей, 9 лет за крушение судна, три года за его оставление во время бедствие, и 3 месяца – за то, что не сообщил властям о происшествии. Предположительно приговор будет вынесен, к середине февраля.

За прошедшее время проводилось немало различных опросов, посвященных этой трагедии и связанным с ней вопросам безопасности круизного плавания. Было опрошено огромное число профессионалов круизной индустрии и обычных туристов, в общей сложности свыше 200 тыс. человек. Результаты, публикация которых была приурочена к третьей годовщине гибели Costa Concordia, оказались следующими. Почти три четверти из них (73%) считают, что основные моменты, связанные с безопасностью на борту, должны быть четко разъяснены пассажирам всех круизных судов. В то же время, 13% респондентов утверждают, что демонстрации безопасности на судах перед началом и во время круиза скорее вводят в заблуждение путешествующих и даже пугают их, а 8% допускают, что на все это вообще мало кто обращает внимание.

При этом 71% опрошенных уверены, что круизные суда более безопасные и надежные средства путешествия, чем самолеты и поезда. Комментируя уровень современных лайнеров, более трети из них отметили, что они построены с учетом безопасности мореплавания, а 32 % заявили, что безопасность должна быть первоочередной задачей круизной индустрии. Тем не менее, 29% не согласились с этими заявлениями, полагая, что суда строятся в большей степени для того, чтобы произвести впечатление на клиентов круизных компаний своим блеском, мощностью и красотой. И самое главное - практически все опрошенные заявили, что сообщения о трагических инцидентах не смогут удержать их от круизных путешествий.

Но вернемся к происшествиям последнего месяца. В январе отмечен один морской пожар и одно возгорания. Так, по меньшей мере, два человека погибли в результате внезапно вспыхнувшего пожара на туристическом пароме у берегов Коста-Рики. Об этом 9 января сообщило местное отделение Международного комитета Красного Креста, не упомянув, правда, о название самого судна. По сообщению, всего на борту находилось около ста человек, а помощь спасателей потребовалась 16 туристам. Паром отправился из известного курорта Пунта-Леона, расположенного в 110 км от столицы Коста-Рики - Сан-Хосе. В момент трагедии он следовал вдоль тихоокеанского побережья.

А 25 января около 4 часов утра в машинном отделении круизного лайнера Boudicca было отмечено возгорание. В это время он, с 784 пассажирами и 356 членами экипажа на борту, находился у побережья Марокко и держал курс на Канарские острова. По сообщению владельца судна - компании Fred Olsen Cruise Lines, пожар был оперативно потушен, из людей никто не пострадал. Лайнер возобновил круиз, хотя и продолжил двигаться с меньшей скоростью. Тем не менее, утром 26 января по графику прибыть в порт Арресифе на Канарских островах. И после плановой стоянки, отправился дальше.

Отметим, что Boudicca 20 января вышел в 18-ночный круиз из Саутгемптона. Его маршрут: Саутгемптон (Лондон) — три дня морского перехода – Кадис, Испания (24 января) — морской переход - Арресифе, Канарские острова (26 января) — два дня морского перехода - Минделу, Кабо-Верде (29 января) - Прая, Кабо-Верде (30 января) — два дня морского перехода - Тенерифе, Канарские острова (2 февраля) - Фуншал, Мадейра (3 февраля) — три дня морского перехода - Саутгемптон, Англия (7 февраля).

Интересно, что вечером того же 25 января, около 19.15 часов по местному времени береговая охрана США получила сообщение от экипажа круизного лайнера Carnival Triumph, о том, что требуется медицинская эвакуация 8-месячной девочки, у которой наблюдались трудности с дыханием. В это время судно находилось в Мексиканском заливе, в 140 милях к юго-востоку от Галвестона. Для эвакуации ребенка, её матери и сопровождающей медсестры был направлен вертолет с аэродрома Хьюстон, штат Техас, который уже в 23.48 был в районе лайнера. В 2.13 часа 26 января вертолет, забрав ребенка и сопровождающих, приземлился возле одной из больниц Хьюстона. Отметим, лайнер Carnival Triumph с 22 января совершал 4-дневный круиз по маршруту: Галвестон — морской переход - Косумель, Мексика — морской переход - Галвестон.

Крайне редкий, если вообще не единственный случай: круизная компания Holland America Line помогла в спасении пилота потерпевшего крушение небольшого самолета Cirrus SR-22. И вновь все в тот же день 25 января лайнер Veendam, владельцем которого выступает Holland America, откликнулся на просьбу береговой охраны США. Требовалось помощь в спасении пилота, приводнившемся после крушении на парашют и находящемся на специальном спасательном плоту. Он был достаточно оперативно найден и принят на борт лайнера. Подобрали же летчик примерно в 225 морских милях от побережья Мауи (Гавайи).

Члены экипажа Veendam сообщили, что потерпевший размещен на судне и ему своевременно выдается необходимое питание. В то же время, выпустить летчика на берег поначалу не предоставлялось возможности. Дело в том, что судно находилось в 19-дневном круизе по Гавайским островам, начавшимся в Сан-Диего 20 января. И даже в связи с сложившимися обстоятельствами, намеченный маршрут решено было не изменять. Ближайшим плановым портом захода судна после происшествия был гавайский порт Лахайна, где спасенный летчик и сошел на берег.

И вновь вернемся, теперь уже на год назад. В начале нынешнего января было озвучено решение следственных органов Великобритании по поводу гибели гражданина Соединенного Королевства на борту круизного лайнера Marco Polo, произошедшее в феврале прошлого года. Тогда в проливе Ла-Манш у британских берегов на это судно внезапно обрушилась гигантская волна. В результате ее удара, были выбиты окна в одном из двух ресторанов и осколками стекол ранено 16 пассажиров. Причем, один из них скончался на месте.

В прошлом году Marco Polo возвращался после выполнения 42-дневного круиза, маршрут которого проходил через Атлантический океан в страны Карибского бассейна. На борту находились 735 пассажиров и 349 членов экипажа. Судно должно было прибыть в порт Тилбери (Великобритания) 15 февраля. Накануне, 14 февраля 2014 года, в День всех влюблённых, 85-летний Джеймс Свинстед вместе с супругой присутствовали на праздничном обеде в ресторане лайнера. Сидевшие у одного из окон пенсионеры оказались первыми жертвами стихии. Джеймс Свинстед погиб на месте, а его жена, 70-летняя Хелен Свинстед, получила травму головы, но впоследствии, благодаря экстренной госпитализации вертолетом на берег, ее удалось спасти. Как стало известно позже, пострадавший получил перелом черепа и обширные повреждения мозга, и при таких травмах спасти его ни что не могло.

Адвокат вдовы попытался возложить вину за гибель её супруга на компанию-организатора круиза Cruise and Maritime Voyages, объясняя это тем, что она предоставила услуги, не отвечающие требованиям безопасности. В свою очередь представители компании заявили, что супруги сами должны были оценивать риски и в условиях шторма не занимать крайний стол у окна. Впрочем, как было установлено в ходе расследования, главным виновником трагедии была все же аномальной волна. В соответствии с чем, смерть Джеймс Свинстед признана несчастным случаем, произошедшей в результате непредвиденных природных обстоятельств, и потому ответственности за нее никто нести не может.

Отметим, 8-палубное круизное судно Marco Polo было построено на судоверфи в немецком городе Висмар (ГДР) в 1965 году по заказу СССР, и до 1991 года называлось «Александр Пушкин». Лайнер работал сначала в Балтийском морском пароходстве (Ленинград), а затем в Дальневосточном морском пароходстве (Владивосток). В 1985 году его передали в аренду австралийской компании CTC Cruises, осуществлявшей круизы из порта Сиднея. А в 1991 году его владельцем стала компания Orient Lines. Интересно, но за последние два года это судно несколько раз попадало в чрезвычайные ситуации. Так, 9 марта 2013 года оно село на мель при выходе из норвежского порта Сортланд, а 1 ноября 2014 года вновь оказалось на мели, северо-западнее побережья Норвегии.

 

Подготовил Сергей Леонов