Самара315Опубликована концепция развития речного пассажирского транспорта Самарской области, которая была утверждена распоряжением регионального правительства 27 февраля. Среди целей и задач, направленных на развитие речных перевозок, оговорены мероприятия по обновлению береговой инфраструктуры. В концепции говорится о необходимости реконструкции речного пассажирского вокзала «Самара», объектов пассажирской причальной инфраструктуры в Самаре, а также о необходимости строительства пассажирского вокзала на берегу Волги в районе с. Ширяево. Реализацией концепции займется областное министерство транспорта и автомобильных дорог вместе с другими профильными ведомствами.

По информации из концепции, за последние 13 лет (с 2001 г. по 2013 г.) в РФ наблюдается сокращение пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте. Однако в Самарской области такая тенденция переломлена, и в регионе пассажиропоток сохраняется практически на одном уровне - более 1 млн человек в год. Так, за 2013 г., по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области, регион занимает третье место среди субъектов РФ по объемам перевозок пассажиров внутреннем водным транспортом. На первом месте - Москва, на втором - Архангельская область. Охват перевозок, по содержащейся в концепции информации, распространяется на все виды внутреннего водного транспорта, которые разделены на три группы: транспортные (транзитные, местные, пригородные, внутригородские маршруты перевозок и переправы), туристские (маршруты перевозок пассажиров продолжительностью более чем 24 часов) и экскурсионно-прогулочные (маршруты перевозок пассажиров продолжительностью не более 24 часов).

Впрочем, по сравнению с 1990 г. пассажиропоток сократился не только в Самарской области, но и в целом по стране, что связано с ростом уровня автомобилизации и нарушением функционирования системы речных пассажирских перевозок в целом по России. Количество линий или маршрутов в ведении специализированных предприятий региона с 1990 г. по 2012 г., как указано в концепции, сократилось в три раза в порту «Самара» (Куйбышев) и в два раза в порту Тольятти. В основном сокращение получили самые протяженные транзитные и местные линии, а некоторые переправы в Самаре либо закрыли (Завод им. Тарасова - Светлые пески), либо перевели в формат пригородных (Осипенко - Зеленая Роща).

По данным, приведенным в концепции, в регионе в 2013 г. действовали 10 регулярных маршрутов пригородного и городского сообщения, которые обслуживались лицензированными перевозчиками (ОАО «Порт Тольятти» и ООО СРПП): Самара - Зольное, Самара - Винновка, Самара - Рождествено, Осипенко - Гаврилова Поляна, Осипенко - Зеленая Роща, Октябрьский спуск - Рождествено, Тольятти - Подвалье, Тольятти - Березовка, Шлюзовой - Копылово, Комсомолец - Нижесызранские хутора. Кроме лицензированных перевозчиков, существуют и нелицензированные. Они осуществляют перевозки пассажиров в Самаре и пригородной зоне на маломерном флоте.

По данным, предоставленным ОАО «Порт Тольятти» и ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» (СРПП), в области все же существует потенциал для роста объемов перевозок, которые раньше были на линиях речных перевозок. Для того чтобы речной пассажирский транспорт развивался, концепцией предлагается, в том числе, улучшить техсостояние и развитие флота и береговой инфраструктуры, повысить доступность территории Самарско-Тольяттинской агломерации путем развития скоростных перевозок по Волге, удовлетворить потребности населения и гостей области в перевозках водным пассажирским транспортом, развивать межрегиональные перевозки, а также обеспечить безопасность перевозок.

Таким образом, требуется реконструкция речного пассажирского вокзала «Самара» и объектов городской пассажирской причальной инфраструктуры, а также строительство вокзала на берегу Волги в районе с. Ширяево. Кроме того, необходимо строительство новых стационарных причалов в пунктах с высокой плотностью пассажиропотока (Поляна им. Фрунзе, Октябрьский спуск, Ульяновский спуск, Рождествено, Гаврилова Поляна, Красная Глинка). Также в концепции прописана перестройка флота путем списания физически изношенных судов и реновация наиболее молодых по дате постройки судов. Не обойтись и без проведения комплекса путевых работ, включающего дноуглубление, содержание навигационной обстановки, производство русловых изысканий и обеспечение чистоты судоходных трасс путем проведения тральных и дноочистительных работ. Помимо этого, для формирования новой маршрутной сети потребуется открыть 16 новых остановочных пунктов.

С установкой понтона остановочные пункты предполагается открыть в с. Царевщина, пос. Красная Глинка, в районе завода им. Тарасова, в Загородном парке, Светлых песках, на Ульяновском спуске, Сухой Самарке, в пос. Гранный 1 и 2, Жигулевске, Октябрьске и Якобьевке, с установкой дебаркадера на Жигулевской ГЭС, в с. Екатериновка, Сызрани и с. Приволжье. Концепция будет реализовываться с помощью различных форм господдержки, создания условий для повышения инвестиционной привлекательности речных пассажирских перевозок, а также с помощью привлечения средств частных инвесторов, в том числе владельцев транспортных и туристических предприятий. Также все мероприятия предполагается реализовывать в рамках подпрограммы «Развитие пассажирского транспорта в Самарской области» госпрограммы области «Развитие транспортной системы региона (2014-2025 годы)».

 

ИА «Волга Ньюс»