Обмелен-1-415На той неделе в Самаре обсудили график движения судов в предстоящую волжскую навигацию. Вопрос серьезный, так как Волге вновь, как и в прошлом году, угрожает маловодье. Напомним, из-за нехватки воды в Верхней Волге участок на Городецких шлюзах оказался непреодолим для четырехпалубных теплоходов, и судовладельцы, а также круизные операторы понесли серьезные убытки.

На 30 марта с.г. уровень Угличского водохранилища по Балтийской системе высот составлял 109,48 метра и поднялся за пять дней всего на 15 сантиметров, Рыбинского – на три, Горьковского – на четыре. В районе Ярославля минимально допустимый уровень воды в Волге в это время должен составлять 82,5 метра. Однако 30 марта он был 82,37, ниже критической отметки. Какой будет навигация на Волге, ярославские речники сказать с уверенностью пока не могут.

В прошлом году количество судозаходов снизилось здесь примерно на 30% по сравнению с 2013. Наибольшие опасения руководства Ярославского речного порта вызывают используемые на Волге четырехпалубные теплоходы чехословацкой постройки с осадкой 3,6 метра. Возможно, один из таких лайнеров поднимется с низовьев реки, пройдет Городецкие шлюзы и станет работать на Верхней Волге. Остальные восемь, скорее всего, будут ходить по маршруту Нижний Новгород – Астрахань. В местных турфирмах полагают, что четырехпалубные теплоходы по Верхней Волге просто не пустят. В прошлом году по этой причине только Ярославль потерял около 20 тыс. речных туристов. Как сказала «Российской газете» директор Ярославского бюро путешествий и экскурсий Светлана Даниленко, сейчас ее компания принимает заявки на речные круизы только на трехпалубные и двухпалубные теплоходы.

В Тверской области навигация тоже под вопросом: круизные теплоходы и грузовые баржи могут не пройти мелководье. Высказывают опасения и речники в низовьях Волги. По состоянию на 27 февраля 2015 г. запасы водных ресурсов в бассейне Волги составляли всего 40% от суммарной емкости. По состоянию на конец марта – 45%. Минприроды России полагает, что судоходство на Волге из-за маловодья может быть летом ограничено – потребуется, по словам чиновников, установить «более короткие режимы навигации».

Так что прогноз на нынешнее лето тоже довольно жесткий. Но, в отличие от прошлого года, проблема была взята на контроль своевременно, развитие ситуации четко отслеживается. Участники рынка, в том числе круизные операторы, не допустили повторения ошибок 2014 года, когда о том, что из-за нехватки воды возможны ограничения по осадке судов, им сообщили только в мае. К этому моменту круизы, которые проходят через Городец, были уже полностью загружены, и операторам в экстренном порядке пришлось менять согласованную на сезон маршрутную сетку – предлагать клиентам варианты, ограниченные «низом» либо «верхом» Волги, а также пересаживать на автобусы и везти через шлюз с одного теплохода на другой.

Как рассказал директор по продажам и маркетингу круизной компании «Инфофлот» Андрей Михайловский, в этом году подход властей и ведомств, непосредственно занимающихся регулированием уровня воды, гораздо более конструктивный: «С начала года уже прошло несколько совещаний на тему будущей навигации. Во всех участвовали и мы, операторы. Пока речи о сокращении или отмене рейсов нет. Скорее всего, на совещании в Самаре постараются выстроить график движения судов в зависимости от их размеров и осадки».

Пока ни власти, ни бизнес ситуацию критичной не считают. К тому же до конца апреля не исключена возможность осадков, и тогда уровень воды немного повысится. В любом случае, время для маневра еще есть.

 

RATA-news