Филимон 10Последние два года четко обозначили две основные проблемы, с которыми столкнулись круизные компании, работающие на московском туристическом рынке. Первая - резкий отток иностранных туристов, дающих по разным оценкам от 20 до 50% общей численности пассажиров. Вторая – обмеление Волги в районе Городца, что фактически разделило реку и привело к тому, что круизы из Москвы в направлении Перми и Астрахани стали невозможны для основной части флота. Каждая из этих проблем по отдельности достаточно серьезная угроза бизнесу, а вместе они ставят под угрозу разорения массу круизных компаний - особенно мелких и средних, работающих на грани рентабельности.

Только в этом году могут уйти с рынка целый ряд небольших круизных операторов, работающих с 1-3 судами. Выживут крупные компании, но и они не избегут серьезных проблем. Так, многие из них еще до начала сезона были вынуждены провести оптимизацию своих расходов, а учитывая сложности будущего года, можно предположить, что эта оптимизация не последняя. Вместе с тем, высокий сезон этого и прошлого годов четко обозначил основное направление решения проблемы – расширение спроса на круизы на внутреннем рынке.

За счет чего же это возможно?

 

Улучшение качества круизов

Не секрет, что многие потребители, пройдя по традиционным речным маршрутам и не видя новых направлений, отказываются от круизов, считая, что ничего нового уже не увидишь. Они  явно ошибаются, поскольку в этом направлении круизные компании делают достаточно много: разрабатывают новые экскурсионные программы, как платные, так и бесплатные , а также организовывают экскурсии в соседние с местом стоянки судов города.

Также не каждый год, но все же появляются и новые места стоянок. Основная проблема здесь - наличие необходимой транспортной инфраструктуры: многие населенные пункты попросту не имеют причалов, к которым могут подойти теплоходы, хороших дорог, или интересных достопримечательностей. Многое делается и для повышения качества интернета, а ведь сейчас без нормальной связи многие не будут приобретать туры. Анимация на большинстве теплоходов изменилась в лучшую сторону.

 

Популяризация круизов

Согласно статистике - только 24% москвичей знают, что такое речные круизы из Москвы, или сами плавали. Объективной информации крайне мало, а после инцидента с теплоходом «Булгария» спрос на речные туры упал в разы, и только-только восстановился. Поколение детей, которых родители брали с собой в речные круизы, выросло, после этого мы все пережили период, когда было не до поездок, потом началось активное осваивание заграницы и на смену поездкам по стране пришли популярные и недорогие зарубежные курорты. Флот постепенно старел, а создавать новый стало невыгодно, поскольку срок окупаемости судов составляет лет 40. Все это отражалось и на уровне сервиса. Результат - число туристов на кораблях сократилось в разы.

Для того чтобы вернуть былую популярность речным круизам, необходимо активно пропагандировать этот вид отдыха всеми способами: статьями в печатных изданиях, специальными рубриками на ТВ, активным распространением информации в Интернете на наиболее популярных поисковых страницах. Но этого недостаточно. Речные круизы сезонный вид отдыха, о нем вспоминают перед майскими праздниками и практически забывают после 1 сентября. Для того, чтобы напоминать о круизах большую часть года надо осваивать другие формы информирования - активнее становиться спонсорами культурных мероприятий: концертов, фестивалей, детских программ.

Отдельно стоит упомянуть о фильмах. В настоящее время российская киноиндустрия испытывает настоящий бум, снимается много полнометражных картин, а также сериалов и документальных фильмов, многие из них о российской провинции. Содействие в организации съемок со стороны круизных компаний может стать взаимоприемлемым вариантом, также как и производство передач. Сюда же можно отнести производство сериалов.

Привлечение молодежи на теплоходы достаточно сложная задача, им пока практически неизвестен и соответственно неинтересен этот вид отдыха, также долгосрочные круизы для них могут оказаться достаточно дорогостоящими. Большое количество молодежи на корабле может отпугнуть традиционную публику, поэтому наиболее оптимальным вариантом должны стать молодежные краткосрочные круизы на 2-3 дня с организацией выездов московских ди-джеев.

Хорошо работает т.н. «сарафанное радио» - рассказы тех, кто побывал в круизах и рекомендует их своим знакомым. Вообще, по статистике более 70% туристов, побывавших в речных путешествиях, становятся приверженцами этого вида отдыха.

 

Все вместе

ФилКонец

Но решение всех этих проблем невозможно по отдельности. Круизные компании функционируют несколько месяцев в году, и их прибыльность редко бывает больше 10-15%. Поэтому необходимо объединение усилий. В 2014 году три крупные круизные компании решили стандартизировать свои услуги и объединились в Ассоциацию «Речной Альянс». Одна из целей объединения - продвижение информации в СМИ. Это делается достаточно успешно, темпы прироста туристов по сравнению с прошлым годом на сегодня от 10 до 20%.

Однако без помощи государства все усилия будут малоэффективны. Ускорение строительства Городецкого низконапорного шлюза может решить проблему обмеления Волги и восстановить судоходство на всем ее протяжении. Отдельно стоит упомянуть об акцизах на топливо, которые платят судоходные компании - их отмена могла бы существенно облегчить финансовую ситуацию в круизных компаниях, в которых навигация длится только 5 месяцев в году.редко бывает больше 10-15%. 

Также отдельный вопрос создание экономически привлекательных условий для строительства речных теплоходов, под низкие проценты и при гарантии государства, поскольку сейчас создание речных судов практически невозможно. Популяризации круизов помогло бы и оказание содействия в размещении материалов в федеральных и региональных СМИ. Таким образом, решение даже этих проблем может полностью изменить ситуацию в отрасли и сделать так, что речные круизы станут действительно массовым видом отдыха россиян.

 

Александр Филимонов,

пресс-секретарь компании «Мостурфлот»