Зв Востока 715Прошедший месяц и конец предыдущего на речных круизах оказались как никогда богатыми на происшествия. А самый трагический и резонансный случай при этом произошел в Китае. На реке Янцзы, на юге КНР, затонул четырехпалубный теплоход Eastern Star («Дунфан чжи син» - «Восточная звезда»). Произошло это 1 июня около 21.30 по местному времени. Судно совершало 11-дневный круиз, следуя из Нанкина (административный центр в Восточном Китае) в Чунцин (Юго-западный Китай). На борту речного лайнера находилось 458 человек, в том числе 406 туристов, 5 сотрудников туристических агентств и 47 членов экипажа. Все находившиеся на борту люди - граждане КНР. Сообщают, что большинство пассажиров судна были в возрасте от 50 до 80 лет.

Жертвами трагедии стали 446 человек, спастись удалось только 12 пассажирам, и среди них оказались капитан судна и главный инженер, которые в дальнейшем были задержаны. По предварительным данным, судно попало в смерч и затонуло в течение двух минут. «Звезда Востока» длиной 76,5 метра и вместимостью до 534 человек эксплуатировалась около 20 лет. Последний раз она проходила техосмотр в конце 2014 года. Судно имело разрешение на круизные путешествия до 25 апреля 2016 года. Его удалось поднято из воды уже утром 5 июня. По данным Морского агентства Китая, у «Звезды Востока» и пяти других судов, выполняющих круизы по Янцзы, два года назад были найдены нарушения техники безопасности перевозки пассажиров. Кроме того, конструкция теплохода не позволяла ему противостоять сильным ветрам. Нынешнее крушение стало наиболее крупной катастрофой на воде в Китае с 1948 года, когда в Шанхае затонул паром SS Kiangya, на борту которого, по разным данным, находились от 3 до 4 тыс. человек.

Ранее, 26 мая, в 60 км от столицы Лаоса Вьетьяна на реке Нам Нгум произошло крушение парома, в результате чего 10 школьников пропали без вести. В момент инцидента на борту судна находилось 35 школьников пятого класса и 4 учителя, которые отправились на противоположный берег реки для участия в экзамене. Максимальная нагрузка парома составляла 15 человек. В центре реки паром из-за перегруженности ушел под воду. Жители сопредельной деревни спасли учителей и часть школьников. Через 2 дня в двух километрах от места крушения были найдены тела 6 школьников, которые числились пропавшими без вести. Среди погибших - 5 девочек и 1 мальчик.

Еще одно происшествие отмечено в американском штате Нью-Йорк на Морском пути Святого Лаврентия - системе шлюзов, каналов и протоков, позволяющей океанским кораблям проходить из Атлантического океана до североамериканских Великих озёр. Здесь случилось столкновение прогулочного судна со шлюзом. В результате инцидента, 17 граждан Франции получили ранения. На борту находились 274 пассажира и экипаж. Люди, которые пострадали во время столкновения, доставлены в больницу. Другое ЧП, также на Морском пути Святого Лаврентия, произошло 18 июня. В этот день уже другое круизное судно тоже столкнулось со стеной шлюза Эйзенхауэр недалеко от Массена, Нью-Йорк. На борту теплохода находилось 192 пассажира, 81 член экипажа, обслуживающий персонал и лоцман. В результате происшествия 30 человек получило травмы. Все люди были эвакуированы с судна, которое получило повреждения в носовой части. Ненадолго был закрыт Морской путь. Лайнер, чья вместимость составляет 210 пассажиров, направлен на ремонт. Его следующий круиз намечен на 5 июля, но пока не известно состоится он или нет.

А теперь о происшествиях на реках нашей страны. Как сообщает агентство «Интерфакс-Туризм», теплоход «Князь Донской», направлявшийся из Казани в Волгоград, около суток простоял на якоре на полпути из Саратова в Волгоград. Как сообщалось вначале, судно отправилось недозаправленным, поскольку в Саратове ожидалась дозаправка, но этого так и не произошло. По графику, опубликованному на сайте туркомпании «Эверест», организовавшей тур, теплоход должен был прибыть в Волгоград 2 июня в 13.30, и простоять там 4,5 часа. Как сообщила директор компании Лариса Шарыгина, причиной вынужденной остановки стало не отсутствие топлива, а его низкое качество. Теплоход прибыл в Волгоград лишь 3 июня. Туроператор продлил рейс на сутки. К тому же, пообещал отправить опоздавших туристов домой за свой счет.

В Хабаровском крае в 10.50 по местному времени на 55 км Среднего Амура у границы с Китаем потеряло ход и село на мель российское судно «Полесье 18», следовавшее из порта Хабаровск в порт Фуюань. Из-за сильных волн возникла опасность его затопления. На борту при этом находилось 45 китайских и российских туристов. В 13.00 часов к месту аварийного происшествия прибыл теплоход «Полесье 19», который принял на борт всех пассажиров и доставил их в порт Фуяань. Аварийное судно было отбуксировано в Хабаровск. Пострадавших, водотечности корпуса и загрязнения окружающей среды нет. Тем не менее, органами Дальневосточного следственного управления на транспорте по этому факту проводится проверка по признакам преступления, предусмотренного как оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. По предварительным данным происшествие случилось из-за выхода из строя главного двигателя теплохода.

И также на Амуре 13 июня произошло опрокидывание катера, повлекшее смерть человека. В вечернее время 8 молодых людей катались на прогулочном катере Yamaha в черте города Хабаровска. И когда судно вышло на середину реки, произошло его опрокидывание, после чего все находившиеся в нем оказались в воде. Семь человек были подняты из воды, никто из них не пострадал. Погиб мужчина, управлявший катером. По этому факту проведена проверка, по результатам которой будет вынесено процессуальное решение.

И еще один показательный случай. Транспортные полицейские составили второй за прошлый месяц административный протокол на капитана судна, который перевозил людей в акватории Невы пьяным и без соответствующего разрешения. Во время рейда полицейские на водном транспорте выявили судно с множеством нарушений. На его борту при пассажировместимости 12 человек, находилось 34 пассажира, среди них 29 несовершеннолетних. К тому же, у 34-летнего капитана судна отсутствовала лицензия на перевозку пассажиров. В ходе дальнейшей проверки у него обнаружили признаки алкогольного опьянения. Теперь в отношении капитана будет возбуждено уголовного дела об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Интересно, что не так давно аналогичный набор нарушений петербургская транспортная полиция выявила у другого 34-летний капитана. Было установлено, что он вместе с матросом, находясь в нетрезвом состоянии, катал 23 пассажира, включая 20 детей, по рекам и каналам Петербурга. В дальнейшем капитана лишили прав на управление судном.

 

На морских просторах в июне происшествий было отмечено заметно меньше. И что особо важно, все они обошлись без жертв. Так, 8 июня компания Carnival Cruise Line оперативно изменила маршрут своего лайнера Carnival Miracle, чтобы избежать столкновения с ураганом «Бланка». На второй день недельного круиза из Лонг-Бич (Лос-Анджелес) к берегам Мексики, судно продолжало находиться в море, не зайдя, как было запланировано в мексиканский порт Энсенаду. Со штормом оно столкнулось накануне вечером при заходе в Кабо-Сан-Лукас. Лайнер также не пошел и в Пуэрто-Вальярта, поскольку его капитан решил остаться в море, во избежание возможного столкновения с рифами. Тем не менее, морской круиз успешно завершится в Лонг-Бич, как первоначально и планировалось.

В Магистратском суде Белфаста капитан круизного лайнера Hamburg, получившего повреждения на скалистых отмелях, 16 июня признал себя виновным. Напомним, 11 мая 2015 года Hamburg зашёл в Тобермори (Великобритания) на пути из Дублина в Гамбург. При этом лайнер не смог попасть в гавань, потому что там уже находились два пассажирских судна, и стоял в двух километрах от порта. Около часа ночи Hamburg получил разрешение на заход и взял курс на порт. Путь судна проходил близко к правому бую фарватера. Но лайнер подошёл с севера через скалистые отмели, а не с запада, как обычно. В результате, он протёр скалы правым бортом и ударился о них винтом. После посадки на мель, судно не уведомило власти о происшествии. На какое-то время на судне пропало электропитание. Левый двигатель вышел из строя и лайнер вынужден был зайти в гавань Тобермори. После внутренней инспекции, владельцы указали судну следовать в Белфаст. Капитана оштрафовали на 800 фунтов стерлингов. Судья указал, что хотя во время аварии на мостике были другие люди, но за безопасную навигацию все равно отвечает капитан. После происшествия лайнер был поставлен на ремонт, было отменено несколько круизов.

Далее, у причала судоремонтного завода в Пярнуском порту 23 июня затонул паром Harley-Davidson водоизмещением 300 тонн. При этом, ни одного человека на судне не было. Этот паром сначала лег на бок, а затем весь оказался под водой. Интересно, что всего две недели назад Harley-Davidson, который ходил под флагом Швеции, прошел ремонт на этом заводе. Выяснением причин происшествием занимается страховая компания.

И самое последнее. Круизный лайнер Celestyal Crystal, следовавший из Миконоса в Стамбул, 27 июня столкнулся с танкером в проливе Дарданеллы, есть пострадавшие. На лайнере в это время находились 853 пассажира и 382 члена экипажа. В 01.25 по местному времени в северной части пролива он столкнулся с танкером Pimlico, который следовал из Туапсе на Мальту. В результате столкновения оба судна получили повреждения. После происшествия суда были поставлены на якорь вблизи полуострова Галлиполи (Турция).

 

Подготовил Сергей Леонов