СРВ-815 малЗдание московского Северного речного вокзала (СРВ) в ближайшее время может перейти из федеральной собственности на баланс столичных властей. Передать речной вокзал Москве решено во многом потому, что зданию, находящемуся в аварийном состоянии, срочно необходима реконструкция. На ее проведение может потребоваться нескольких миллиардов рублей, которые реально инвестировать сегодня может лишь столичный бюджет. При этом после передачи вокзала городу, столичные власти обяжут к тому же сохранить его транспортную функцию.

Как считают эксперты, получить в собственность вокзал и провести его реконструкцию, властям Москвы было бы выгодно. Отреставрированное здание могло бы стать одной из популярных достопримечательностей российской столицы. И действительно, сообщает интернет-портал Стройкомплекса столицы, по словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, Северный речной вокзал - шикарный памятник, который при этом «совершенно не работает». Все оформление вокзала, отмечает он, город возьмет на себя, и приведет его в порядок. Реставрация памятника архитектуры особенно актуальна в свете реализации проекта по развитию прибрежных территорий Москвы-реки. Марат Хуснуллин сообщает также, что судьба Северного речного вокзала ему не безразлична и по личным причинам. «Моя мама работала судовым медиком, и я 10 лет провел на реке. Я каждое лето каждые 7 дней был в Северном речном порту. Поэтому для меня лично это очень значимое решение», - сказал заммэра.

 

Из истории Северного речного вокзала

 

СРВ старНапомним, Северный речной вокзал, расположенный на берегу Химкинского водохранилища, был спроектирован архитекторами архитекторы А. М. Рухлядевым и В. Ф. Кринским и построен в 1937 году - одновременно с Каналом имени Москвы, но еще до заполнения самого водохранилища. Здание увенчано огромной звездой, а телескопический механизм шпиля в свое время позволял поднимать или опускать ее в зависимости от того, осуществляется ли навигация. На сегодня вокзал является памятником архитектуры и одним из символов Москвы – «порта пяти морей». Здание выполнено в форме огромного судна. Общая длина причалов вокзала — около полутора километров, из них примерно половина была построена в 1960-е годы.

Не только внешняя красота, но идеологическая и архитектурная насыщенность Северный речной вокзал – яркого памятника своей эпохи, где каждая деталь убранства говорит о времени в момент его возведения, все это вместе позволяет считать, по мнению специалистов, его одним из самых уникальных строений не только сталинского ампира, но и всей советской архитектуры. Недаром СРВ — второе, после мавзолея Ленина здание, которому был присвоен статус памятника истории и культуры, и которое было взято под государственную охрану. Каждый элемент его оформления выступает своего рода архитектурным символом советской власти. Но есть в вокзальном декоре и своего рода лирические нотки. Так, с боковых сторон вокзала располагались два фонтана: «Север», где чашу поддерживали белые медведи, и «Юг», где располагалась стая играющих дельфинов. Сегодня белые медведи, к сожалению, осыпаются, а дельфины попросту исчезли.

Уникальным штрихом к портрету Северного речного вокзала служит высоченный шпиль на башне. Его венчает позолоченная звезда, с размахом лучей почти 5 метров и весом около 1,3 тонн, на теле которой прикреплены инкрустированные уральскими самоцветами серп и молот. Орудия рабочих и крестьян потускнело со временем, однако все драгоценные камни остались на месте, хотя и поблекли. Сама же звезда знаменита тем, что два года украшала Спасскую башню Кремля, пока не была заменена на рубиновую. На майоликах вокзала при входе, изображен, в том числе и Дворец Советов, который так и не был построен на месте взорванного Храма Христа Спасителя. На других «тарелках» можно увидеть достижения советской эпохи – гидросамолеты, ледоколы, паровозы, танки, строительство канала имени Москвы, первый полет над полюсом. Крыша Северного речного вокзала и располагающаяся на ней летняя веранда ресторана не раз служили декорациями для многих кинофильмов. Здесь снимались, в частности, «Новая Москва» и «Волга-Волга».

 

Северный речной вокзал и реконструкция

 

СРВ-815 рем 2С начала 90-х годов речная жемчужина Москвы начала быстро приходить в упадок. Поэтому еще в 2010 году здание было закрыто на реконструкцию. Прошло уже пять лет, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Одно из интереснейших произведений советсткой архитектуры просто закрыто и практически брошено. Вполне очевиден и результат - здание запущено серьезнейшим образом. Осыпаются галереи; лепнина, стены и «тарелки» - в трещинах, у статуй на крыше руки и ноги непонятно как держатся на своих местах, в полу появились дыры, торчит ржавая арматура.

Намечаемый переход вокзала от одного собственника к другому станет во многом как спасением для него, так и немалым финансовым бременем для последнего. Хотя бы даже потому, что перед ним станет задача вернуть вокзальному зданию его первоначальный вид, что далеко не так-то просто. Хотя вполне выполнимо – была бы на то твердая воля и необходимые средства.

Кстати, «Московское речное пароходство» уже не раз просило столичные власти помочь с ремонтом СРВ. Вопрос модернизации одного из красивейших зданий Москвы, которое встречает гостей города, прибывающих в столицу России речным транспортом, обсуждался уже много лет. Отлично понимая, что Северный речной вокзал постепенно ветшает и разрушается, городские власти предпринимали попытки его реставрации, однако на их пути неизменно вставала проблема административной подчиненности. И вот, похоже, неразрешимый прежде вопрос стронулся с мертвой точки и движется к своему разрешению.

 

Иван Коблов

 

СРВ вид осн