водох 815Речная круизная навигация нынешнего года, считает коммерческий директор компании «ВодоходЪ» Андрей Смолин, стала одной из самых сложных, если не самой сложной за последние годы. Не смотря даже на то, что в прошлом году Волга впервые, после значительного перерыва, буквально разделилась из-за мелководья в районе Городецких шлюзов на две части. Но если год назад приходилось решать проблемы, связанные, главным образом, только с закрытием из-за обмеления сквозного прохода круизных судов, то на первый план в нынешнем году, считают в «Водоходе», вышел кризис зарубежного туризма.

Год назад, к примеру, сокращение въездного потока в компании составило лишь 15%. А в сезоне 2015-го количество путешественников из-за рубежа стало меньше уже вдвое к прошлогодним показателям. И если в прошлую навигацию от поездок на российские круизы отказались многие туристы, то в этом сезоне свои программы по России свернули уже зарубежные турфирмы, нередко даже не начиная продаж. В связи с чем, огромное количество комфортабельного круизного флота переориентировалось на внутреннего потребителя. Поток российских туристов при этом вырос, но далеко не в том объеме, что ожидали операторы.

Впрочем, «Водоходу», оперирующему лишь четырехпалубными низкосидящими лайнерами, немало трудностей в этом году добавил тот же Городец с его мелководными окрестностями. Тем не менее, компании удалось сохранить действующий круизный флот, находящийся в эксплуатации: и в прошлом и в нынешнем сезонах у нее работали и продолжают работать в общей сложности 23 теплохода. А на отстое под Нижним Новгородом прибывали тогда и вновь находятся 3 судна проектов 92-016: «Сергей Кучкин», «Федор Шаляпин» и «Валериан Куйбышев».

Что касается клиентуры компании, то высокий спрос на круизы вновь демонстрируют постоянные клиенты. Неплохо загружаются наиболее продолжительные круизы и туры средней продолжительности. А вот по рейсам выходного дня, вернее, по их востребованности у пассажиров, пришелся наиболее ощутимый удар. Что, впрочем, вполне понятно, считают в «Водоходе». Это как раз классический показатель того, что доходы основной массы населения реально снизились. Ведь, собираясь в отпуск на речные просторы, основная масса поклонников круизного отдыха готовится к нему заранее: копит средства, выбирает наиболее оптимальные варианты поездки. А вот 3-дневные туры, к примеру, из Санкт-Петербурга на Валаам, относятся, как правило, к числу необязательных. И от них, как от турпродукта не первой необходимости, этим летом и стали отказываться чуть ли не в массовом порядке.

Отмечают в «Водоходе» и еще один важный момент: невысоким спросом, вопреки прогнозам, пользуются круизные продукты класса «люкс» и «премиум». Как, к примеру, теплоход этой компании «Мстислав Ростропович» (проект 92-016) уровня «4 звезды» - с балконами и большими каютами, прежде работавший на зарубежном рынке, а теперь обслуживающий россиян. Круизы на нем как раз и оказались слабо востребованы, хотя ценовая политика оператора строилась здесь вроде бы вполне разумно. Судите сами: каюты на «Ростроповиче» имеют вдвое большую площадь, чем на стандартном водоходовском судне того же проекта, но его тарифы при этом выше лишь в 1,5 раза.

Кроме того, посетовал Андрей Смолин, в этом году очень многие операторы не раз подрывали рынок специальными предложениями, серьезно обваливая цены. «ВоодоходЪ», по его словам, тоже понижал цены на отдельные рейсы. Однако его акции коснулись лишь трехдневных туров Петербург – Валаам и то, не более 10% из них. Понижение, к тому же, затронуло лишь те круизы, которые еще не продавались, или же загрузка на которых оказалась близка к нулевой. За счет чего, по словам коммерческого директора компании «ВодоходЪ», и удалось полностью сохранить все ценовые преимущества раннего бронирования.

 

Игорь Горностаев