СПБ 2015 815На рынке речных круизов Санкт-Петербурга количество флота в начале нынешней навигации оказалось весьма значительным. Так, компания «Водоходъ» год назад держала на Неве три четырехпалубных лайнера, а в этот раз отправила уже четыре: «Леонид Соболев» (проект 302), «Виссарион Белинский», «Санкт-Петербург», «Кронштадт» (все проекта 301). Базировались в Петербурге и еще два теплохода аналогичного уровня: 302-е «Михаил Шолохов», принадлежащий компании «Ортодокс», и «Дмитрий Фурманов» Камского речного пароходства. В данном случае интересны не только владельцы или операторы, но и генеральные агенты судна – продавцы туров. У «Шолохова» их в этом году сразу два: «Латти» и «Инфофлот», у «Фурманова» – «Курс Трэвел», все компании питерские. Кроме того, в город работали и более простые трехпалубные суда 588-го проекта: «А.С. Попов» – оператором и владельцем выступает нижегородская «ГАМА», и «Святая Русь» – судовладелец «Казанская судоходная компания», оператор «Изолайн», также из Казани, генагент – «Латти».

Флотилия, разместившаяся в Санкт-Петербурге, должна была в текущем сезоне выходить в непродолжительные, главным образом, трех-пятидневные походы на Валаам и Кижи, а также, хотя гораздо реже, заходить в порты Пеллотсари, Мандроги и других близлежащих пунктов. Круизного флота, надо отметить, в этот раз набралось вдвое больше, чем в навигацию-2014. Но операторов и агентов это не смутило. Они вспоминали 2013 год, когда судов в городе на Неве было не меньше, а итоги оказались довольно радужными. К тому же, не менее радужными в этот раз были и надежды на значительный рост числа круизных туристов. В том числе и за счет тех, кому запретили выезжать за границу. Но, как выяснилось очень скоро, потребительский рынок в навигацию-2015 складывался по иным законам.

 

Потери этого сезона

 

Первым в конце июня сошел с дистанции «Дмитрий Фурманов». Как говорит генеральный директор компании «Курс Трэвел» Олег Зеленков, завершить работу заставила малая загрузка судна, чему есть множество различных причин. Но, в первую очередь, «Фурманов» так и не смог избавиться от негативного впечатления о себе в глазах турагентов, которое он создал в прошлом году. Тогда, напомним, из-за обмеления в районе Городца, лайнер так и не смог прийти в Санкт-Петербург, хотя продажи по нему велись полным ходом. Помня об этом, реализацию мест на «Фурманове» в этом году агентства начали только тогда, когда увидели судно в невские воды, а случилось это лишь 9 мая. Время раннего бронирования и продаж было безвозвратно упущено, и туристы, а, главное, контрагенты в уже начавшемся сезоне неохотно имели дело с новым для них судном.

Кроме того, теплоход, точнее его владелец и аффилированный с ним пермский оператор «Иридий», оставались должны еще за позапрошлый сезон поставщикам топлива и продовольствия, а также портам и по ряду других позиций. Взять вовремя кредит, чтобы, в том числе, погасить эти задолженности, им так и не удалось. И хотя долгов перед туристами и агентами у «Фурманова» не было, отмечает Олег Зеленков, не оказалось у него и необходимого «запаса прочности» для ведения круизной работы.

Буквально сразу же за «Фурмановым» закончил навигацию и теплоход «Святая Русь».Этому судну в нынешнем сезоне вообще крупно не везло. Навигацию он начал с того, что не вышел в свой первый круиз по маршруту Городец – Санкт-Петербург, намечавшийся на 22 мая. А 26 июня, в самом начале пути на Валаам, на «Руси» произошел настоящий пассажирский бунт. Из-за проблем, как решили вначале, с двигателями, судну пришлось встать на якорь на Неве. Капитан пообещал пассажирам, что поломка будет устранена в самое ближайшее время. На борту продолжилось веселье, работали бар и дискотека. Однако в какой-то момент вдруг вспыхнула паника. Часть отдыхающих, подогретых спиртным, начала угрожать капитану, стали звонить в МЧС, утверждая, что судно «идет ко дну», кто-то выпрыгнул за борт… Взять ситуацию под контроль смогла лишь полиция, прибывшая на судно.

Тем не менее, досрочное завершение навигации теплохода, хотя и связано с этим вопиющим случаем, произошло все же по иной причине. Как нам сообщила представитель операторской компании «Изолайн» Ксения Пичугина, виной всему стал вышедший из строя один из бортовых генераторов, который не удалось оперативно починить ни вовремя стоянки на невском рейде, ни потом. В результате пришлось отменить несколько круизов, далее пошли уже отказы и самих туристов. Поэтому владельцы решили не продолжать дальнейшую работу, и 23 июля «Святая Русь» встала на прикол в затоне поселка Память Парижской Коммуны. Кстати, случаем поломки генератора сейчас занимается транспортная прокуратура Санкт-Петербурга, и ее следователи склонны винить в случившемся механиков «Руси», не обеспечивших должного ухода за машиной.

 

Секрет их успеха

 

Так что с июля из Петербурга по непродолжительным маршрутам продолжают ходить теплоходы операторов «ГАМА» и «ВодоходЪ». Вполне успешно под опекой двух опытных генагентов работает и «Михаил Шолохов». Сравнительно ненадолго, с середины июня до начала августа, на валаамскую и прочие линии выходил теплоход «Карл Маркс» (проект 588) компании «Инфофлот», но потом вновь ушел на Волгу. А уже с 25 августа и «А.С. Попов» отправился домой в Нижний Новгород, куда прибудет 31 августа. Почти на месяц позже него завершит петербургский сезон «Шолохов». В самой Северной столице в первый осенний месяц и до его середины работу продолжат водоходовские лайнеры, за исключением «Соболева», который по графику закроет сезон 18 октября.

Секрет столь успешного пребывания на далеко непростом круизном рынке Питера нам любезно раскрыл коммерческий директор «Водохода» Андрей Смолин. Поего словам, нынешнюю нелегкую ситуацию компания сумела во многом «перетерпеть». Значительное число судов позволяло оператору варьировать в наиболее сложных ситуациях: пересаживать пассажиров с одного рейса на другой, выполнять круизы на грани рентабельности и за ней, разводить либо сводить графики движения. Словом, делать все возможное, чтобы объявленный круиз состоялся. Именно это и давало пассажирам, а, главное, более щепетильным турагентствам, чувство стабильности. Их удалось убедить, что оператор в любом случае выйдет на заявленную линию. Отмены, правда, тоже случались, но лишь в самых крайних случаях, сообщил г-н Смолин, да и набралось их за прошедшее время менее десятка.

 

На московской линии

 

На санкт-петербургском рынке речных круизов традиционно представлено и множество проходящих судов разных компаний, следующих, главным по петербургско-московской трассе. На этом направлении круизный флот и его владельцы выдерживают утвержденные графики движения более пунктуально, стараясь обеспечить свое пребывание на линии весь заявленный срок. Хотя есть и исключение – теплоход «Очарованный странник», завершивший навигацию 20 августа, ровно на месяц раньше намеченного срока.

Как уже говорилось, владельцем судна выступает «Казанская судоходная компания», оператором – компания «Изолайн», генеральным агентом – «Латти». Интересно, что более десяти последних лет собственники и операторы «Очарованного странника» постоянно менялись, но неизменно с ним работала туркомпания «Латти». Причем вполне успешно. Вполне очевидно, что и в этот раз вряд ли можно говорить о возможной ошибке управления судном. Что, впрочем, подтвердили и в «Изолайне». По словам Ксеньи Пичугиной, все случившееся со «Святой Русью» существенно подорвало бюджет судовладельца и оператора и не могло не отразиться на работе «Странника». Усугубило ситуацию и то обстоятельство, что загрузка его последних рейсов  оказалась не велика. К тому же, в июне отправился на прикол и еще один теплоход "Казанской судоходной компании" - "Князь Донской".  

«Казанская судоходная компания» еще не опубликовала круизного расписания на следующую навигацию. Оно должно появиться, скорее всего, в начале сентября. Но скорее всего, теплоходы компании отправятся все по тем же маршрутам, что и в этом году, хорошо известным и им, и туристам. Другое дело, кто именно будет исполнять обязанности их оператора и агента по продажам. Этот вопрос остается открытым.

 

Игорь Горностаев