Анисимов Зав 2В начале сентября в Завидово прошел III Тверской международный форум речного туризма (TIFIT). Среди прочих актуальных тем, на нем активно обсуждалось сегодняшнее положение и актуальные вопросы индустрии речных круизов. На одном из пленарных заседаний по этому вопросу выступил и генеральный директор ОАО «Московское речное пароходство» Константин Анисимов. Приводим с небольшими сокращениями текст его выступления:

- Различных проблем в отрасли российских речных круизов накопилось предостаточно. Внутренние водные путешествия традиционно держатся, если можно так сказать, на «трех китах»: это - инфраструктура, причалы и места показа, а также флот. При этом очень многое упирается в нехватку их финансирования. Другим определяющим фактором круизной деятельности является короткая продолжительность сезона, он длится всего четыре месяца, из них два месяца – высокий сезон и два – низкий. Такой бизнес, конечно же, никак не окупается в полном объеме. Без поддержки государства и региональных властей речной транспорт просто не может быть эффективным. Наглядным примером чему служит практика европейских стран, китайский и американский опыт, где государственная поддержка основополагающая.

Наша речная инфраструктура тоже поддерживается государством. К тому же, в прошлом году министерство транспорта приняло решение, что с 2018 года здесь будет действовать стопроцентное финансирование. По большому счету, уже сегодня все обстоит не так плохо, за исключением известной всем проблемы Городецких шлюзов, ставшей причиной разделения Волги пополам. В результате, уже второй год подряд наиболее современные четырехпалубные суда, имеющие большую осадку, не могут перевозить туристов из Москвы и Санкт-Петербурга в Нижний Новгород, Самару, Волгоград и другие города Нижнего Поволжья. Нет сквозного движения и в обратном направлении.

При этом прогноз по водности до 2029 года плохой. Ожидается, что воды будет мало, будут засушливые лета и малоснежные зимы. В то же время, выделены деньги на проектирование новой судоходной плотины в районе Городца. Министерство транспорта также заявило, что обеспечит финансирование ее строительства. Принято решение, что низконапорная плотина будет возводиться с 2017 по 2020 годы. Так что, в навигацию 2021 году нынешняя волжская проблема будет полностью решена. На что мы очень рассчитываем.

Еще одна сложная гидрологическая ситуация отмечается на нижнем Дону. На сегодня там даже транспортные перевозки практически полностью остановлены. Воды нет, и суда просто не могут пройти. В связи с чем, немного выше Ростова также необходимо строительство низконапорной плотины. Но по этому вопросу решение еще не принято. Второй год в правительстве находится на рассмотрении Стратегия развития внутреннего водного транспорта до 2030 года. И строительство дополнительной плотины на Дону в ней обозначено пока только в инновационном сценарии.

Впрочем, есть и хорошие новости: в этом году построен новый гидроузел на Оке, в районе есенинского села Константиново. И со следующего сезона компания «Мостурфлот» на всю навигацию отправляет на эту реку свой теплоход «Сергей Образцов». Правда, до сих пор нет полноценного причала в Рязани, но мы надеемся, что местные власти, все же, найдут возможность решить этот вопрос.

Что касается причалов, то речникам здесь тоже необходима поддержка властей. И в этой части ситуация сдвинулась с мертвой точки: буквально в этом году открыт новый причал «Ярославское взморье» («Коприно»). Сегодня это, подчеркну, большая редкость - подобные события за последние 20 лет можно по пальцам пересчитать. Хорошим примером восстановления и строительства причальных стенок может служить Калязин Тверской области, а также Плес. Очень нужен причал недалеко от города Белозерска Вологодской области, губернатор обещал профинансировать его создание. Мы надеемся, что и Кимры рано или поздно найдут средства на ремонт своего причала, что позволит круизным компаниям возить пассажиров и в этот интересный город. Отрасли крайне необходимо регулярное появление дополнительных стоянок и мест показа. Наши туристы очень любознательные, много путешествуют, и хотят видеть все новые архитектурные и природные памятники.

Главная же проблема речной круизной индустрии – флот. Сегодня его средний возраст составляет 38 лет. Из них примерно 50 судам по 30-40 лет, а оставшимся – за 60. В связи с чем, наш прогноз таков: примерно через 10 лет в эксплуатации останется не более 40 круизных теплоходов, и то, только те, что пройдут модернизацию. Мы обращались к Президенту России от лица Союза транспортников за господдержкой строительства круизных судов. Есть и поручение ВТБ от 2012 года о помощи строительства нового речного флота. Но бизнес-план не устраивает, ни банки, ни лизинговые компании, ведь окупаются речные суда 25-30 лет. Правда, некоторые меры поддержки прежде были, но сегодня и они отменены. Соответственно, новый круизный флот не строится. Наоборот, идет его сокращение.

Если взять статистику, то мы увидим, что внутренний туризм в этом году заметно вырос. Но к сожалению, на речных круизах ситуация не такая радужная. Отдельные операторы сохранили свои потоки, но если посмотреть круизные новости, мы увидим: такая-то компания обанкротилась, такой-то теплоход раньше времени выведен из эксплуатации. Не стоит забывать: наша отрасль довольно сложная, в ней постоянно требуется вкладывать средства, а также много сил и умения. Только в этом случае круизные теплоходы смогут безопасно и на самом высоком уровне обслуживать туристов.

 

Подготовил Игорь Горностаев