sosnin m 117В число ведущих российских операторов речных круизов компания «Инфофлот» вошла, точнее буквально ворвалась, сравнительно недавно. Своего рода официальным признанием ее высокого статуса стало вхождение три года назад, вместе с признанными компаниями «ВодоходЪ» и «Мостурфлот», в число основателей «Речного Альянса». Эта профессиональная организация выступает сегодня на реках страны своеобразным эталоном круизного качества, на которую, что бы ни говорили, ориентируются остальные участники рынка речных путешествий.

 Но, в отличие от своих партнеров по альянсу, за спиной «Инфофлота» не стоят крупные структуры пароходств, да и образовался он лишь в середине 2000-х годов. Компания, точнее ее организаторы, что называется, сами себя сделали. О том, как такое в принципе оказалось возможным на, казалось бы, уже сложившемся рынке, нам рассказывает один из признанных знатоков отечественного речного флота, страстный круизный путешественник, а заодно и председатель совета директоров «Инфофлота» Александр Соснин.

 

- Александр, и как же все начиналось?

- Еще до создания компании существовал интернет-сайт о речном флоте и круизах. Он так и назывался «Инфофлот» – информация о флоте. В 2002 году нам с друзьями пришла идея создать на его базе туристическую компанию, занимающуюся продажей круизов. Название решили не менять. Компания приступила к работе в начале 2003 года. Мы изначально не позиционировали себя территориально и сразу открыли офисы и в Москве, и в Петербурге, заявив о себе, как о российской туристической компании без привязки к региону. Сейчас это уже общепринято, а тогда смотрелось необычно.

 

Сухая статистика речного оператора

 

Sosnin 11 1216- Дальше, опробовав силы, замахнулись и на большее…

- Через год работы уже захотелось создать на реке что-то свое. И в 2004 мы арендовали в Бельском речном пароходстве, как оно тогда называлось, двухпалубный теплоход «Василий Чапаев». Первая навигация принесла нам значительные убытки. Чтобы продолжить работу, мы с моим коллегой и генеральным директором «Инфофлота» Александром Сахаровым взяли кредит под личные долговые обязательства. Через год компания стала прибыльной.

 

- Вы стали круизными операторами, но, как известно, не отказались и от широкой агентской работы.

- Все делалось параллельно. Как операторы мы наращивали флот, фрахтуя, главным образом, трехпалубные суда. В 2006 году у нас появился теплоход «Анатолий Папанов», а также двухпалубный «Салават Юлаев». Через год к ним добавился «Юрий Никулин», еще через год – «Космонавт Гагарин». В 2008 был арендован на один сезон «Илья Муромец». В тот период мы занимались арендой судов с чужими экипажами, от чего потом ушли. С 2009 года мы стали переходить на договоры бербоут-чартера. Такая форма аренды судна без экипажа предусматривает переход на определенный срок, обычно длительный, прав и обязанностей судовладельца. В этом варианте мы сами обеспечиваем должное техническое состояние судна и работу экипажа. На мой взгляд, это гораздо лучше, чем работать с другими судовладельцами. Первым в бербоут-чартер «Инфофлот» взял теплоход «Карл Маркс», в навигацию он вышел в 2009 году. В 2010 году мы перевели в бербоут «Чапаева», заодно сделав ему капитальный ремонт. 

 

- И теперь перед вами открывалась прямая дорога из судовладельцев в собственники судов.

- Мы не ставили целью становиться собственниками, я всегда говорю, что главное – уметь эксплуатировать актив, а не владеть им. Но когда есть возможность купить теплоход, то почему это не сделать? В 2011 году мы приобрели в собственность теплоход «Н.А. Некрасов», а после него были «Александр Бенуа», «Юрий Никулин» и «Анатолий Папанов». Два последних судна теперь называются «Солнечный город» и «Две столицы». Последнее на сегодня пополнение нашей флотилии – «Дмитрий Фурманов». Это четырехпалубное судно передано компании по долгосрочному договору бербоут-чартера. Мы, как обычно, обеспечиваем полный цикл его эксплуатации своим экипажем и своими береговыми специалистами.

 

Когда увлечение становится профессией

 

Sosnin 12 1216- Все же поясните, какие побудительные мотивы, либо «тайные страсти», двигали вас на создание круизного агентства, а потом и оператора?

- Мы с Александром Сахаровым прежде не имели дела с речной отраслью. Я работал в области программного обеспечения, возглавлял отдел в профильной фирме, а затем учебный центр для экологов. В то же время, мне с самого детства очень нравились круизы. И в какой-то момент я решил заняться этим профессионально. Тем не менее, свою деятельность в «Инфофлоте» я совмещал с прежней работой вплоть до 2009 года.

 

- Александр, вы часто бываете на круизах практически во всех странах мира. К тому же регулярно публикуете отчеты о ваших путешествиях в своем блоге, кстати, очень познавательные и красочные. А ведете ли вы статистику личных водных туров?  

- Конечно. У меня есть большая таблица, где записаны все мои водные путешествия. На сегодняшний день я совершил почти полсотни речных круизов по России, теплоходы нашей компании не в счет. Кроме того, побывал в двадцати зарубежных речных круизах и семнадцати морских, не считая десятков путешествий на ночных паромах и судах дальних морских транспортных линий. Но активным круизным путешественником я стал задолго до того, как начал работать в этой области. А вот пишу о своих поездках лишь с 2007 года, но описываю не все круизы, бывает, что-то и пропускаю.  

 

- Откройте «секрет»: как вы распределяете обязанности с гендиректором «Инфофлота», вашим тезкой?

- Вместе с Александром Сахаровым мы представляем своего рода орган по принятию стратегических решений. В повседневной деятельности Александр занимается в основном оперативным управлением компанией, я же в большей степени «генератор идей». Хотя бывают ситуации, когда мы меняемся местами. В конце концов, идея без реализации ничего не стоит. До прошлого года я возглавлял существующую в нашей структуре судоходную компанию, занимающуюся эксплуатацией флота. Сегодня же только курирую это направление. А вообще в компании довольно большой штат специалистов, включая и управленческий штат. По привычке многие наши клиенты и партнеры ассоциируют со мной или Александром буквально все, что делается в компании, но большую часть оперативных решений принимают руководители подразделений. Если бы наша структура постоянно требовала решений от меня или Александра, она была бы неработоспособной.

 

Sosnin 13 1216- Как вы сами объясняете ваш успех в таком непростом бизнесе как речные круизы?

- Думаю, что секрет заключается в нашей, если хотите, «безбашенности». Когда мы начинали, то ничего не знали о том, куда ввязываемся, и имели не более чем интуитивное представление о сфере речных круизов. И ни с кем при этом не консультировались. Нам казалось: зачем, если все и так понятно. Но я хочу сказать, что интуитивное представление о предмете деятельности зачастую и есть самое правильное. Нам говорили: «Ребята, куда вы лезете, здесь все поделено». А я и сейчас не понимаю, что значит «поделено». Клиенты ведь не яблоки. Так же и с другими вещами: маршрутами, сервисом, даже стилем общения в публичном пространстве. Нам говорили: «Так не делается, так не принято». Но мы строили свою работу так, как нам нравилось и твердо верили, что все получится. И все получилось.

 

- «Инфофлот» – один из самых крупных, а, возможно, и крупнейший в стране агент по речным круизам. Это достижение закладывалось изначально в концепцию компании?

- На уровне желания – безусловно. Мы, действительно, с самого начала хотели стать ведущим агентством, но не только иметь самые большие объемы перевозок и продаж в России, а, что важнее, лучше всех разбираться в круизной области. Не просто продавать круизы, но все о них знать и лучше всех рассказывать о них клиентам.

 

- Весьма амбициозная задача. А обойти таких речных грандов, как «ВодоходЪ» и «Мостурфлот», не хотелось?

- В части операторской деятельности мы не стремились, скажем, стать больше «Водохода», которому достался огромный круизный флот Волжского пароходства. А ставили задачу создать такую компанию, которая полностью устраивает нас самих – по сервису, маршрутам, комфортабельности судов и другим ключевым показателям. На это ушло восемь лет. В какой-то момент мы поняли, что сделали даже лучше, чем хотели когда-то, но не настолько хорошо, как хотим теперь. Так что процесс совершенствования бесконечен. Причем это скорее не про компанию, а про выбор для каждого человека, увлеченного своим делом – между личной деградацией и личным развитием.

 

Качество сервиса, флота и экскурсии

 

Sosnin 14 1216- А как для «Инфофлота» в целом прошла навигация 2016 года?

- Мы перевезли на 40 процентов больше туристов, чем в предыдущую навигацию. Так что можно сказать, что навигация прошла хорошо. Правда, это не отражает тенденций рынка в целом, который и не растет, и не падает. Так что эти 40 процентов – перераспределение внутри нашей небольшой круизной отрасли. Основная часть прироста приходится на вместительного «Фурманова». С новым судном всегда непросто начинать работать, но у «Фурманова с июля, и что более важно, в сентябре, загрузка оказалась практически полной.

 

- Что нового ожидать в предстоящем сезоне от «Инфлофлота»? Чем собираетесь удивить своих клиентов и коллег?

- Мы уже столько времени всех удивляем, что исчерпали, похоже, все реки, по которым можно ходить, и пункты, куда можно заходить. Поэтому нынешнее развитие идет в основном за счет новинок в обслуживании, а также пополнения набора экскурсий, включая тематические программы самой разной направленности. К примеру, мы начали делать круиз с посещением красивых старинных усадеб Верхней Волги. Другое новшество – театральный круиз, когда речные путешественники вечерами посещают спектакли в театрах Ярославля, Костромы и Рыбинска. Есть и другие планы.

 

- Скажите, а в ваших планах стоит дальнейшее увеличение круизного флота?

- Не могу сказать, что мы испытываем в этом сильную потребность, но, если будет хорошее предложение, не откажемся от приобретения или бербоут-чартера одного-двух теплоходов. Сейчас такие предложения есть, но предлагаемые суда не устраивают нас по требуемому объему вложений – они просто никогда не окупятся. Так что если появится что-то подходящее, то почему нет?

 

Подготовил Игорь Горностаев

Sosnin b 1216

Справа налево: Александр Соснин, председатель совета директоров компании «Инфофлот»; Александр Сахаров, генеральный директор компании «Инфофлот», Андрей Михайловский, коммерческий директор компании «Инфофлот».

Sosnin d 1216