BayCru G 717Рост туристских потоков в Прибайкалье, оцениваемый экспертами в 15 и более процентов, практически не сказывается на круизном туризме. Туроператоры пока не готовы называть причины стагнации в данном сегменте индустрии путешествий, указывая лишь на отдельные тенденции.

Одна из причин, по мнению собеседников STI, лежит на поверхности. Рост турпотока в регионе обеспечивается за счёт граждан КНР, а они являются не самой мореходной нацией. Кроме того, китайские туристы привыкли к высокому уровню комфорта на отдыхе, который сложно обеспечить на корабле. «Китайские туристы редко заказывают круизы по Байкалу. Они в основном предпочитают пяти-шестичасовые водные экскурсии или двухдневные туры по Байкалу, - утверждает Мария Благих, директор компании «Байкальская Виза». – Наши основные клиенты – туристы из России. Хотелось бы, чтобы было больше жителей самой Иркутской области: круизы могут стать отличным корпоративным мероприятием, прекрасным незабываемым подарком компании своим сотрудникам».

Два основных игрока на рынке круизного отдыха на Байкале – компании «Истлэнд» и «Байкальская виза». При этом у «Истлэнда», в состав которого входит Восточно-Сибирское речное пароходство – оператор в сфере пассажирского судоходства по Байкалу и Ангаре, имеется три круизных лайнера: «Империя», «Александр Великий», «Николай Ерощенко» и один прогулочный – «Бабушкин». Сборные круизы по Байкалу выполняются только на «Империи» и «Александре Великом», остальные суда зарезервированы под фрахт.

Флотилию «Байкальской Визы» составляют три теплохода: «Сибиряк», «Татьяна» и «Губерния». Сборные круизы выполняются двумя из них: «Сибиряком» и «Татьяной», созданными на основе традиционного байкальского корабля «Ярославец». А «Губерния» - новый теплоход VIP-класса – зарезервирована под индивидуальные программы. В целом пассажировместимость круизной флотилии «Байкальской Визы» составляет 50 мест, «Истлэнда» - 117 мест в многодневном варианте плюс 100 мест – в прогулочном.

Как отмечает пресс-секретарь компании «Истлэнд» Дарья Давыдова, уровень продаж круизов в 2017 году сохраняется примерно на уровне прошлого года, но глубина продаж увеличилась. «К апрелю на высокий сезон (июль-август) было забронировано примерно 70% мест на «Александре Великом» и 40% - на «Империи», которая находится в более высоком ценовом сегменте, - отметила она. – Это очень хорошие показатели».

Наиболее популярный маршрут - Листвянка – остров Ольхон - объединяет основные туристско-привлекательные места на западном побережье Байкала – поселок Листвянку (который, по сути, является главным портом на озере), Кругобайкальскую железную дорогу, бухту Песчаную, Малое море и сам остров Ольхон. Предлагаются и более продолжительные круизы, которые захватывают не только западное побережье, но и восточное – бурятское. В этом направлении более активен «Истлэнд», чьи маршруты включают Малые Ушканьи острова, где расположено лежбище нерпы, и Чивыркуйский залив. В этом году компания запустила ещё один маршрут, связывающий два побережья Байкала, – в поселок Турка.

Учитывая, что длительное пребывание в замкнутом пространстве корабля – довольно нетрадиционный для наших граждан и большинства иностранцев вид отдыха, компании порой не закольцовывают маршруты, а высаживают туристов в другой точке и обеспечивают автотрансфер в Иркутск. Так, например, построены маршруты «Байкальской визы»: одну группу её корабли принимают в Листвянке и высаживают на Малом море, в поселке Сахюрта, другую везут в обратном направлении. Это избавляет туристов от необходимости обозревать дважды одни и те же красоты. «Истлэнд» обеспечивает круизность за счёт того, что захватывает оба берега Байкала, но тоже порой выстраивает некольцевые схемы, обеспечивая автомобильный трансфер, например, из поселка Турка.

Выход на рынок круизов на Байкале других компаний ограничивается преимущественно вопросами инфраструктуры. «На Байкале мало причалов, практически нет инфраструктуры обслуживания судов, сбора подсланевых вод, - отмечает директор туристической компании «Гринэкспресс» Вадим Копылов. - Круизные суда, как правило, переделаны из грузовых. И, кроме того, на Байкале не так много достопримечательностей, к которым есть подход с воды». По словам эксперта, необходимо срочно принимать решение о развитии портовой и причальной инфраструктуры.

И дело не столько в развитии и обслуживании круизного флота, сколько в работе частного, который не имеет возможности соблюдать экологическое законодательство, обеспечивая безопасные для экологии заправку, техническое обслуживание судов, а также сброс технических вод. Вся инфраструктура на западном побережье Байкала сосредоточена в порту Байкал, куда идти только по экологической надобности с того же Ольхона – довольно затратное дело. «Обеспечить сбор технических и фекальных вод с судов хотя бы в местах наибольшей активности - одна из важнейших задач», - уверен Вадим Копылов.

По мнению Марии Благих, для развития круизного туризма также необходимо упростить административные процедуры получения разрешения на посещение особо охраняемых территорий. Практически все побережье Байкала отнесено либо к землям заповедников, либо к национальным паркам. «Наши маршруты иногда включают не только западный берег, но и восточный. Национальные парки, расположенные в Иркутской области и Республике Бурятия, практически не взаимодействуют между собой, нет принципа «одного окна», и у каждого свои правила посещения. Хотелось бы, чтобы правила посещения нацпарков и заповедников были унифицированы, а разрешения можно было получать по интернету», - высказывает пожелание Мария Благих.

Туроператоры отмечают, что в настоящее время круизный отдых на Байкале отвечает возможностям инфраструктуры озера. И, по всей видимости, пока будет ориентироваться не на количественные, а на качественные показатели, расширяя линейку маршрутов и выстраивая схемы, включающие наиболее привлекательные места, как с иркутской, так и с бурятской стороны Байкала.

  

«Сибирский туристический портал» (STI)

BayCru 2 717

BayCru 3 717