CanalMos m 817ФГБУ «Канал имени Москвы» участвует в эксперименте по внедрению уникальной отечественной разработки, которая позволяет исследовать глубины водных путей с воздуха. Аналогов такого прибора в мире нет. Сегодня речную акваторию «сканируют» специальные промерные суда с помощью эхолота и геодезического оборудования. Успешная адаптация новой технологии сделает процесс изучения дна гораздо более быстрым и недорогим.

Впервые для промера речных судоходных глубин по поручению Федерального агентства морского и речного транспорта используется радиочастотное геосканирование с воздуха. За рубежом есть аппараты для измерения морских глубин, но они дают погрешность 1 м. Для речного судоходства такой отступ недопустим, так как гарантированная глубина наших водных путей колеблется в диапазоне 1-4 м.

Это оборудование сравнимо по габаритам с ноутбуком и весит около 3-5 кг. Сегодня его размещают на борту вертолета, который совершает облет акватории Москвы-реки и таким образом определяет глубины судового хода. Одновременно специалисты проводят замеры на воде классическим способом- с помощью эхолота и геодезической аппаратуры. Полученные данные накладываются на электронные карты местности и подвергаются сравнительному анализу.

Разработчики радиочастотного геосканера должны обеспечить точность замеров и снизить габариты установки, чтобы размещать ее на беспилотном летательном аппарате. «Если тестируемый прибор покажет хорошие результаты, его дальнейшее использование будет очень эффективным. Мы получим существенную экономию времени промеров и их стоимости, – сообщил руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин. – Сегодня процесс русловых съемок довольно кропотливый и небыстрый. На изучение 5 км речной акватории традиционным методом требуется порядка 4-5 дней: промерное судно проходит 1,5 км в день. Новый аппарат радиолокационного зондирования с воздуха считывает все 5 км за 10-30 минут».

Регулярные промеры водных путей необходимы для организации безопасного судоходства. Канал имени Москвы обеспечивает перевозчикам в Московском бассейне гарантированную глубину, ширину и радиус поворота. Если в ходе исследований акватории фиксируются отклонения от нормы (глубина на том или ином участке водных путей меньше нужной величины), возникает риск для судоходства. Например, судно может сесть на мель или произойдет аварийная ситуация. Чтобы этого не случилось, в потенциально опасной зоне работает технический флот – дноочистительные снаряды, землесосы или многочерпаковые земснаряды.

 

По материалам ФГБУ «Канал имени Москвы» 

CanalMos 2 817