GidroU m 817Речники, и не только они, хорошо помнят последствия обмеления Волги до критических для судоходства глубин, что практически разделило крупнейшую реку центральной России на две части. Происходило это в 2014 и 2015 году – впервые два сезона подряд. Чтобы ничего подобного больше не повторилось, по инициативе Минтранса РФ и Росморречфлота, поддержанной в правительства, было решено построить низконапорную волжскую плотину в районе Нижнего Новгорода.

Эффективность подобного рода сооружений была наглядно показана на Оке, где проведенный два года назад капитальный ремонт гидроузла «Кузьминск» позволил коренным образом изменить продолжительность сроков навигации на этой довольно капризной прежде реке. Работы по модернизации на ней еще продолжаются. Запланировано строительство нового гидроузла, позволяющего держать необходимые навигационные глубины, и на Дону.

 

Низконапорная плотина на Волге поможет водному туризму

Строительство Нижегородского низконапорного гидроузла поможет наладить полноценную навигацию на маловодном 40-километровом участке реки от Городца до Нижнего Новгорода. А заодно и даст импульс развитию водного туризма и судоходства по всему Волжскому бассейну. Об этом заявил министр транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Александр Герасименко. Распоряжение о выделении средств на строительство гидроузла появилось в начале августа, но о необходимости реализации этого проекта начали говорить еще лет 15 назад.  

Низкий уровень воды в Волге практически остановил движение судов несколько лет назад. Гарантированная глубина для прохождения судов с осадкой 3,1 м не выдерживалась и постоянно снижалась. Время от времени этот участок возле Городца могли беспрепятственно проходить лишь теплоходы с осадкой не более 1,7 метра. С начала 2015 года были введены ограничения по движению судов с осадкой более 3,0 м, а затем пропуск был разрешен лишь судам с осадкой 2,4 метра.

Весной 2017 года министр транспорта РФ Максим Соколов высказал мнение, что строительство нового гидроузла необходимо, чтобы создать единую транспортную сеть на Волге с гарантированной глубиной прохождения 4,2 метра. Власти региона полагают, что в перспективе ГЭС также откроет новые возможности для регулярного судоходства и по рекам Оке, Ветлуге и Суре.

Проект «Строительство Нижегородского низконапорного гидроузла» включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России», которая была принята в 2001 году и начала реализовываться в 2010 году. Проектные работы по программе были выполнены в 2014 году по заказу бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей». Разработчики проекта Нижегородского гидроузла обосновали необходимость строительства повышением числа прохождения судов мелководного участка на отрезке Городец – Нижний Новгород.

Нижегородский низконапорный узел на Волге планируют ввести в эксплуатацию к 2021 году. Распоряжение о его строительстве 8 августа подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Стоимость работ оценивается в 43,5 млрд рублей.

 

GidroU 2 817«Белоомут» на Оке модернизируют через полтора года

ФГБУ «Канал имени Москвы» ведет реконструкцию гидроузла «Белоомут». После ее завершения проблемы речных перевозок на границе Московской и Рязанской областей будут окончательно решены, отмечают специалисты. Сдать объект в эксплуатацию планируется в январе 2019 года.

«Белоомут» – один из старейших гидротехнических комплексов столичного региона, расположенный на реке Оке в Луховицком районе Подмосковья. Он был построен в 1915 году и прежде никогда не проходил модернизацию. «Белоомут» и его сосед-ровесник из Рязанской области – гидроузел «Кузьминск», вместе образуют важную судоходную часть канала имени Москвы. Однако за более чем сто лет работы эта система пришла в упадок. И, как следствие, пропускная способность на этом участке серьезно сократилась: недостаточные глубины не позволяют ходить здесь судам с низкой осадкой. Вопрос капитального ремонта комплекса назрел еще в 1990-е годы, но из-за отсутствия средств решение по нему постоянно откладывалось. И в настоящее время «Белоомут» находится в предаварийном состоянии.

«Его реконструкция позволит поднять уровень воды на 76 см, что, в свою очередь, повысит судоходные глубины на участке между гидроузлами «Белоомут» и «Северка», увеличив провозную способность флота», – говорит руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин. В 2015 году, напомнил он, завершилась реконструкция гидроузла «Кузьминск». На повестке стоит поэтапное обновление всех основных гидротехнических сооружений канала.

В рамках реконструкции на месте старых гидротехнических сооружений «Белоомута» возводятся новые. В состав гидроузла войдут современный судоходный шлюз с причально-направляющими сооружениями, несудоходная плотина, водозаборный узел, а также административно-бытовое и производственные здания. Сейчас завершается первая очередь реконструкции, которая включает в себя строительство судоходного шлюза, первого участка глухой части плотины, первой и второй секции ее водосбросной части. Сдать эти объекты планируется в сентябре нынешнего года. А в октябре начнется устройство перемычки для перехода ко второй очереди.

Строительство нового гидроузла «Белоомут» стоимостью 5,54 млрд рублей ведется в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы 2010-2020». Заказчиком проекта выступает Федеральное агентство морского и речного транспорта, застройщиком – ФГБУ «Канал имени Москвы», генпроектировщиком – АО «Акватик». Новый гидроузел получит капитальную плотину, включающую камеру шлюза размером 18 х 276 метров, а также полностью автоматизированную систему управления.

 

GidroU 3 817На Багаевском гидроузле снизят уровень донской воды

В Ростове-на-Дону 18 августа заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк провёл совещание по рассмотрению материалов проектирования и строительства объектов Багаевского гидроузла на реке Дон.

Как сообщил глава компании «Акватик» Леонид Шурухин, выполняющей проект нового гидроузла, в результате анализа проведенных изысканий была установлена возможность снижения отметки нормального подпорного уровня (НПУ) воды с 2,8 м до 2,0 м.  При этом сохраняется требование по гарантированной глубине в 4 м. Также были определены участки, на которых нужно будет провести работы по обеспечению необходимых радиусов судовых ходов. Их выявлено три: в районе перекатов Поречный, Усть-Сальский и Молчановский. При отметке НПУ 2,0 м, заявил руководитель «Акватики», существенно оптимизируются параметры водохранилища, благодаря чему повысится гибкость работы. Это будет водохранилище внутрисуточного регулирования, в нем уменьшится время водообмена, сократятся площади подтопления.

К тому же, благодаря снижению НПУ на 0,8 м, становится возможным уложиться в выделенный бюджет проекта. Максимальный размер финансирования проектирования и строительства гидроузла составляет 22 млрд рублей. Однако, по расчетам, выполненным на основании изысканий и комплексных гидротехнических испытаний, при НПУ 2,8 м общая стоимость строительства превысит 30 млрд рублей. Наоборот, при НПУ 2,0 м стоимость вновь сокращается менее чем до 22 млрд рублей. Экономия выходит за счет косвенных затрат, то есть средств, выделяемых на защиту населенных пунктов от подтопления, расселение затопляемых территорий, выкуп земель и прочих.

Проект нового гидроузла на Дону в хуторе Арпачин Багаевского района предусматривает возведение судоходного шлюза, рыбопропускных сооружений, плотины и инженерных сооружений, предохраняющих от затопления и подтопления территории. Строительство планируют начать в нынешнем году, а завершить к 2020 году. Напомним, в феврале прошлого года премьер-министр России подписал распоряжение о включении проекта в стратегию развития внутреннего водного транспорта РФ до 2030 года. Финансироваться он будет за счёт федерального бюджета. Затраты на его реализацию составят около 22 млрд рублей.

 

Подготовил Сергей Леонов