Baykal RMF m 1017В правительстве Бурятии в сентябре прошло заседание межведомственной рабочей группы по вопросам развития пассажирских перевозок водным транспортом и туризма в акватории озера Байкал. Мероприятие проводилось под руководством заместителя министра транспорта, руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Виктора Олерского. В нем также принял участие врио главы правительства Республики Бурятия Алексей Цыденов.

Пассажирские и туристические перевозки на Байкале планируется наладить в самое ближайшее время. Виктор Олерский сообщил, что намечается развивать сразу несколько их вариантов. Это - тур одного дня на судах типа «Ярославец», а также небольшие пассажирские перевозки, экскурсии по Байкалу и работа крупных пассажирских судов вместимостью до 300 пассажиров. Таких крупных теплоходов на озере достаточно иметь 2-3, считает глава Росморречфлота. Чтобы не испугать потенциальных туристов заоблачными ценами на круизные путешествия, их планируется субсидировать из федерального бюджета.

Кроме того, на строительство и ремонт причалов на Байкале потребуется порядка 300 млн рублей. Об этом сообщили в министерстве по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии. Само же решение о развитии инфраструктуры для водного транспорта на Байкале было принято в апреле в Улан-Удэ на совещании с министром транспорта РФ Максимом Соколовым. Круг необходимых работ при этом определяет специально созданная межведомственная группа, возглавляемая руководителем Росморречфлота Виктором Олерским.

Baykal RMF 2 1017Как сообщил министр транспорта Бурятии Сергей Козлов, уже определены точки маршрутной сети для обслуживания регулярных пассажирских и туристических перевозок на озере. В их числе - город Северобайкальск, мыс Котельниковский, местность Хакусы, город Нижнеангарск, а также поселки Танхой, Байкальск, Энхалук, Сухая, Выдрино, Турка, Усть-Баргузин и Курбулик.

Козлов также отметил, что на Байкале нужны как плавучие понтонные, так и железобетонные причалы. Их изготовлением могут заниматься местные производители металлоконструкций и бетона, а также производственные площадки Восточно-Сибирского речного пароходства. Средства на работу предлагается заложить в ФЦП «Развитие транспортной системы России», а работ по причалам на южном Байкале - в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма». По данным пресс-службы правительства Бурятии, за счет федеральных средств в размере 150 млн рублей будет реконструирован земснаряд - судно технического флота, предназначенное для проведения дноуглубительных работ.

Кстати, отдельно было принято решение о создании на Байкале специального экологического судна. Работы по нему начнутся уже в нынешнем году. На Байкале сейчас эксплуатируется 2,5 тыс. плавсредств и все отходы сливаются в озеро. Строительство экологического судна позволит минимизировать эти сбросы, поскольку оно начнет перерабатывать как жидкие, так и твердые отходы. В настоящее время на всем озере работает только одно такое очищающее судно. На строительство экологического судна из федерального бюджета потратят около 500 млн рублей. Запустить его планируется к 2019 году. Оно будет находиться в ведении администрации Байкало-Ангарского бассейна (Республика Бурятия).

Кроме того, комплекс мероприятий по развитию пассажирских перевозок в акватории озера Байкал предложило и правительство Бурятии. В частности, для увеличения туристической привлекательности региона власти заявили о необходимости запуска водных маршрутов, связывающих населенные пункты северного и восточного побережья озера с западным побережьем.

Baykal RMF 3 1017«Идея развивать перевозки и пассажирский флот на Байкале логична и давно напрашивается. Тем более у органов государственной власти есть желание рационально использовать вложения, которые уже сделаны в турзону на бурятском берегу Байкала, — говорит эксперт в сфере туризма Галина Солонина. — Сейчас порт в Турке — образец неэффективных вложений: миллиарды бюджетных рублей ушли на строительство отличного, современного и абсолютно невостребованного порта. Он пустует. И теперь там требуется проводить дноуглубительные работы, поскольку образовались подводные мели. Сейчас, видимо, речь идет о том, чтобы повысить привлекательность порта в Турке. Это правильный подход, раз уж деньги все равно вложены».

Галина Солонина убеждена, что туры по Байкалу должны включать оба побережья — и иркутское, и бурятское. «Как показывает практика, это востребовано. Туристов не волнует, где какой субъект Федерации, им нужен Байкал как единый уникальный по разнообразию природный объект, — подчеркнула она. — Не думаю, что речь идет о вытеснении малого флота в пользу крупных компаний-перевозчиков. Напротив, если организованных маршрутов будет больше, что могут себе позволить только крупные компании, «излишки» спроса выплеснутся в малый частный бизнес, который может формировать индивидуальные программы».

«Единственно, жаль, что Иркутская область в этих программах развития представлена только бизнесом, но не властью», — добавила Галина Солонина. Показательно также, отмечают специалисты, что общую статистику посещения озера найти сложно. Иркутская область и Бурятия ведут ее только применительно к своему региону. Тем не менее, по имеющимся данным, в год озеро Байкал посещают 200-300 тыс. туристов.

 

Иван Коблов