BeloShluz m 1117Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Виктор Олерский 9 ноября возглавил церемонию открытия судоходного шлюза на реке Ока, входящего в реконструируемый гидроузел «Белоомут». После нажатия символической пусковой кнопки состоялось наполнение водой шлюзовой камеры, через которую проследовал первый теплоход. Им стало судно технического флота «Путейский-28».

Поздравив собравшихся гидростроителей и проектантов с завершением ключевой части проекта реконструкции, сообщает пресс-служба Росморречфлота, замминистра отметил, что это – далеко не рядовое событие. В последние годы уровень Оки, по словам Виктора Олерского, оставлял желать лучшего, из-за чего резко снизились объемы судоходство по этой реке. Модернизация инфраструктуры водного пути позволит улучшить систему перевозок, увеличит провозную способность флота, а это уже совсем другая экономика, подчеркнул он.

Строительство шлюза завершает реконструкцию Москворецко-Окской водной системы. «Помимо увеличения речных перевозок, улучшится и качество воды в реке. Кроме того, благодаря программе обновления внутренних водных путей в Европейской части страны, где основные реки давно зарегулированы, сейчас множатся круизные программы, дающие рост туристических потоков, а с ними новые рабочие места и хороший импульс экономическому развитию регионов», - подчеркнул заместитель министра транспорта РФ.

«Серьезным шагом в обновлении шлюза стала электронная система управления. На старом судопропуске использовался электромеханический привод образца середины 1960-х годов и обычная механика – редуктор с лебедкой, которую приходится вращать, чтобы открыть ворота шлюза. Новая система полностью автоматизирована: маневрировать сегментными затворами можно будет с центрального диспетчерского пульта управления в административно-бытовом здании либо с местного пульта», – отметил руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин.

BeloShluz 2 1117Для улучшения условий судоходства на Оке, ставшей мелководной в среднем течении, еще в начале прошлого века были построены два гидроузла — Белоомутский и Кузьминский. В 2012 — 2015 годах возвели новый Кузьминский гидроузел, который заменил полностью обветшавший старый. Ввод в строй Белоомутского гидроузла позволит пропускать крупные грузовые и пассажирские суда, как на север, так и в направлении Азовского, Черного и Каспийского морей, а также - поддерживать необходимый уровень воды для судоходства в Оке и Москва-реке.

Гидроузел «Белоомут» работал без модернизации с 1915 года – момента своего создания. Фактически на этом месте сооружается новый низконапорный гидроузел, состоящий из шлюза: камеры, верхней и нижней головы, а также плотины - четырех водосбросных пролетов и глухой части. Длина новой камеры шлюза составляет 276 м, что на 18 м больше прежней. Ее ширина увеличена с 16,2 м до 18 м. Таким образом, в навигацию 2018 года все пассажирские и грузовые суда, курсирующие между Москвой и Рязанью, будут проходить через это полностью обновленное гидротехническое сооружение.

Проект строительства гидроузла в Белоомуте, осуществляемый в рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020)», разработало ЗАО «Акватик», генеральный подрядчик строительства - ООО «РеГиУс Строй», металлоконструкции для нового гидроузла изготовило ПАО «Ярославский судостроительный завод». Контракт на строительство гидроузла стоимостью 5,54 млрд рублей заключен в октябре 2015 года. По контракту срок завершения работ – январь 2019 года. Строители обещают все работы закончить до конца 2018 года. 

BeloShluz 3 1117В тот же день, 9 ноября, приемочной комиссией с участием представителей Федерального агентства морского и речного транспорта, ФБУ «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей», генеральной и других подрядных организаций, после завершения реконструкции принят в эксплуатацию шлюз № 9. Объект расположен на Беломорско-Балтийском канале в Республике Карелия, Медвежьегорский район, поселок Повенец, 1159,5 км по судовому ходу.

Необходимость реконструкции этого шлюза была вызвана большим объемом разрушений бетонных элементов голов и камеры шлюза, проявлением фильтрации как на поверхности бетона, так и через температурно-осадочные швы, коррозионным износом металлоконструкций и оборудования, износом наружных и внутренних инженерных сетей. До проведения работ техническое состояние этого сооружения оценивалось как предаварийное с неудовлетворительным уровнем безопасности.

Реконструкция шлюза № 9 проводилась в период с февраля 2015 года по август 2017 года. Финансирование объекта осуществлялось за счет средств федерального бюджета в соответствии с подпрограммой «Внутренний водный транспорт» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Стоимость основных фондов – около 550 млн рублей.

В процессе реконструкции шлюза были демонтированы и построены новые здания механизмов, произведен ремонт бетона конструкций голов и плит королей шлюза, выполнена реконструкция механического и электротехнического оборудования, средств связи, контрольно-измерительной аппаратуры, пришлюзовых площадок, произведено оснащение шлюза инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, проведена реконструкция блока служебно-бытовых помещений с мехмастерской, построено противорадиационное укрытие.

В ходе работ смонтированы новые системы управления шлюзовыми механизмами, смонтирована автоматизированная система управления судопропуском на современной элементной базе, В процессе реконструкции комплексных систем обеспечения транспортной безопасности использованы новейшие технологии, смонтировано современное оборудование для инженерных и телекоммуникационных систем.

 

Иван Коблов BeloShluz 4 1117

 Так до недавнего времени выглядел шлюз в Белоомуте

 BeloShluz 5 1117

 Беломорско-Балтийский канал в 1930-е годы