EndNav m 1117Северо-Двинский бассейн

На внутренних водных путях Северо-Двинского бассейна завершилась навигация 2017 года. Как сообщает ФБУ «Администрация «Севводпуть», по сравнению с прошлым годом объем пассажироперевозок увеличился на 3,1%, составив 1,45 млн пассажиров. Напомним, основные водные пути бассейна: Северо-Двинская шлюзованная система, реки Вологда, Сухона, Северная Двина, Пинега, Вага, Вычегда, Кулой, Мезень, Сысола, Вашка, Онега, Малая Онега, Кубена, Кенозеро.

Весеннее половодье нынешнего года в границах речного бассейна оказалось особенно затяжным. Ледоход на реках развивался на низких уровнях при неблагоприятных погодных условиях, что сдвинуло плановые сроки начала навигации. Несмотря на сложности, средства навигационного оборудования были введены в действие оперативно после прохождения ледохода.

Судоходная обстановка содержалась на путях протяжённостью 3222 км, для обслуживания которой было задействованы 38 обстановочных судов. В навигацию-2017 государственным заданием были установлены повышенные характеристики судовых ходов на основных магистралях Северной Двины и ее притоков. Были увеличены габариты пути и продолжительность действия средств навигационного оборудования на наиболее востребованных участках.

Для выполнения госзадания проведен комплекс путевых работ, дноуглубление, русловые инженерно-геодезические и инженерно-гидрологические изыскания, тральные и дноочистительные работы. Объём транзитного землечерпания увеличился в два раза по сравнению с прошлогодним годом. Силами четырех изыскательских отрядов были выполнены 523 русловые съемки, что на 40% больше количества съемок, выполненных годом ранее. На Северо-Двинской шлюзованной системе произведено 1966 шлюзований судов, 2016 году их было. Государственное задание выполнено в полном объеме, срывов гарантированных габаритов не было, транспортных происшествий по вине работников пути не допущено. В настоящее время начались ремонты технического флота и подготовка навигационного оборудования к навигации 2018 года.

 

EndNav 2 1117Обь-Иртышский бассейн

В первой декаде ноября завершилась навигация 2017 года на внутренних водных путях Обь-Иртышского водного бассейна. Как сообщает ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей», установленное государственное задание по содержанию судовых речниками-путейцами выполнено с превышением качественного показателя.

В навигационный период судоходные знаки действовали на 8642 км, которые обслуживали 62 обстановочные бригады. Протяжённость судовых ходов с гарантированными габаритами, обслуживаемых 49 обстановочными бригадами, составила 6192 км, 2450 км обслуживались навигационными знаками в соответствии с договорными условиями. Без средств навигационного оборудования эксплуатировалось 5985 км водных путей бассейна.

Средняя продолжительность действия судоходной обстановки по бассейну в рамках установленного госзадания, составила 148 суток, фактически же навигационные знаки действовали 149 суток. В целях обнаружения препятствий и обеспечения чистоты водных путей с гарантированными габаритами, силами обстановочных бригад в судовых ходах водных путей выполнены тральные работы общей площадью 617 кв. км. В целях обеспечения и поддержания гарантированных габаритов судовых ходов проведены и дноуглубительные работы в объёме 662,8 тыс. куб. м. Всего разработано 28 перекатных участков в судовых ходах рек Пур, Казым и Иртыш.

Контроль за состоянием водных путей и обеспечением дноуглубительной техники плановым материалом русловых съёмок и промеров глубин осуществлялся 6-ю изыскательскими партиями, оборудованными современной аппаратурой с программным обеспечением. В течение навигационного периода были выполнены инспекторские осмотры состояния водных путей, по итогам которых серьёзных замечаний к качеству их содержания не выявлено.

Транспортных происшествий по причине некачественного содержания обслуживаемых водных путей Обь-Иртышского бассейна в течение навигации-2017 года не было. Срывов гарантированных габаритов судовых ходов на обслуживаемых водных путях бассейна при  уровнях воды, равных проектным значениям и выше, не допущено и не выявлено.

Для справки: общая протяжённость внутренних водных путей Обь-Иртышского бассейна составляет 14627 км. Бассейн расположен на территориях 6 субъектов Российской Федерации.  Его основные водные пути: реки Иртыш, Обь, Малая Обь, Надымская Обь, Хаманельская Обь, Пур, Таз, Большая Обь, Горная Обь, Казым, Обско-Тазовская губа и протоки.

 

 

EndNav 3 1117Озеро Байкал и Байкало-Ангарский бассейн

Завершен судоходный сезон на Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна. Как сообщает ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна», в навигацию 2017 года обслуживалось 5883 км водных путей, в том числе:

- 4440 км с гарантированными габаритами судового хода и освещаемой обстановкой;

- 617 км с гарантированными габаритами судового хода и неосвещаемой обстановкой;

- 1443 км без навигационного ограждения и гарантированных габаритов.

В начале навигации складывалась неблагоприятная гидрологическая обстановка по всему бассейну. Ввиду низких уровней воды вводилось ограничение по осадке судов на реке Ангаре, перекате Исток Иркутского водохранилища, на реке Селенге. Ограничения по осадке судов при прохождении переката Исток были сняты 1 июля. На реках Ангара и Селенга ограничения действовали до конца навигации.

Работы по содержанию водных путей и навигационно-гидрографическому обеспечению выполнялись судами технического флота. Силами обстановочных бригад проводились тральные работы на основных судовых ходах и по заявкам сторонних организаций. Всего в навигацию выставлялось и обслуживалось 636 навигационных знаков, в том числе 373 плавучих и 263 береговых, 357 – освещаемые. Использовались 154 буя из композитных материалов.

Инспекцией государственного портового контроля проведено 485 проверок (госзаданием было установлено 450 проверок). По завершению этих работ: зарегистрировано судовых журналов на 135 судах, выдано свидетельств о минимальном составе на 51 судно, задержано 126 судов. В условиях экстремального маловодья Администрация успешно справилась с поставленными задачами. Не допущено ни одного транспортного происшествия с грузовым и пассажирским флотом по вине речников.

Общая протяженность водных путей Байкало-Ангарского бассейна составляет 5883 км. Бассейн расположен на территориях двух субъектов Российской Федерации: Иркутской области и Республики Бурятия. Основные водные трассы: озеро Байкал, Иркутское, Братское, Усть-Илимское водохранилища, реки Ангара, Селенга, Баргузин.

 

EndNav 4 1117Амурский бассейн

На внутренних водных путях Амурского бассейна завершилась навигация 2017 года. Как сообщает ФБУ «Администрация Амурводпуть», перевозки пассажиров составили 960,1 тыс. человек, в том числе российские пассажиры - 335 тыс. человек, иностранных туристов, главным образом жителей КНР - 625,1 тыс. человек.

На протяжении навигационного периода судоходные знаки действовали на 5291 км, которые обслуживали 38 обстановочных бригад. Протяженность судовых ходов с гарантированными габаритами составила 5109 км. Дополнительно сверх задания обслуживались пути протяженностью 182 км. Длина речных линий без средств навигационного оборудования составляла 2012 км. При этом 2744 км транзитных водных путей бассейна расположены на пограничных с Китаем участках рек Аргунь, Амур и Уссури.

С 18 по 24 апреля в городе Даньдунь было проведено 58-е совещание Смешанной российско-китайской комиссии по судоходству на пограничных участках рек, на котором определены сроки открытия навигации, виды, места и объемы проведения путевых работ сторонами на пограничных участках.

Всего в прошедшую навигацию было выставлено и обслуживалось 5656 навигационных знаков, в т. ч. 5350 береговых и 306 плавучих, 2660 знаков - освещаемые. В целях обнаружения препятствий и обеспечения чистоты водных путей с гарантированными габаритами, силами обстановочных бригад в судовых ходах водных путей выполнены тральные работы общей площадью 220 кв. км. Общий объем дноуглубительных работ в бассейне составил 153% к 2016 году. 

В 2017 году проведен и большой объем путевых работ по улучшению судоходных условий на реке Зея и для обеспечения безопасных условий судоходства: дноуглубительные работы, построены новые, преобразованы и переставлены береговые знаки общим количеством 356 штук, установлены новые плавучие знаки в количестве 45 штук, освещена береговая и плавучая навигационная обстановка.

Руководством учреждения ФБУ с участием представителей филиалов проведено инспектирование содержания водных путей реках Зея, Средний Амур и Нижний Амур. По линии Смешанной российско-китайской комиссии по судоходству совместно с китайской стороной проинспектировано содержание пограничных водных путей реки Аргунь, по итогам которых серьёзных замечаний к качеству их содержания не выявлено.

Выполнены работы на пограничных участках по содержанию судовых ходов, перестановке знаков и изысканиям, согласованные Смешанной российско-китайской комиссией по судоходству на 58-м совещании и специальных встречах. Срывов гарантированных габаритов судовых ходов на обслуживаемых водных путях Амурского бассейна при уровнях воды, равных проектным значениям и выше, не выявлено. Государственное задание при осуществлении портового контроля на внутренних водных путях Амурского бассейна в 2017 году выполнено на 118 %.

Отметим, общая протяженность водных путей Амурского бассейна с навигационным оборудованием составляет 5500 км. Основные реки: Амур, Зея, Кур, Тунгуска, Уссури, Амгунь, Аргунь.

 

Подготовил Сергей Леонов