K Anisimov G 0118

Круизная компания «Мостурфлот», дочернее предприятие Московского речного пароходства (МРП), в прошедшем сезоне показала достаточно высокие результаты: возросло число ее российских, а особенно зарубежных клиентов. И сейчас оператор активно готовится к очередной навигации, проводя, в том числе, и модернизацию некоторых своих теплоходов. Об этом и еще многом другом – новом лоукостере, стоянке в центре Москвы, возможном срыве навигации и прочем, рассказывает глава МРП Константин Анисимов.

 

Некоторые результаты прошлогодней навигации K Anisimov 2 0118

-

Константин Олегович, как прошла круизная навигация 2017 года?

- Вполне успешно, несмотря даже на не особо хорошую погоду вначале. Наши круизные суда, перевозящие российских туристов, оказались загруженными в среднем на 80-85%, что вполне сопоставимо с показателями 2016 года. Успешно компания отработала и на зарубежном рынке. Напомню, до событий 2014 года мы обслуживали примерно 70% иностранных туристов, и, соответственно, 30% российских. После известного обвала зарубежного рынка соотношение в 2015 году стало где-то «50 на 50», в 2016 – «60 на 40», а в 2017 практически вернулось к докризисным показателям. При этом общее количество наших туристов осталось примерно таким же, что и год назад.

 

- Как это выглядит в цифрах?

- В среднем теплоходы, обслуживающие иностранцев, перевозят за сезон примерно 3 тыс. человек. На российском направлении, где гораздо больше коротких маршрутов, эта цифра может доходить и до 5 тыс. человек. Всего же «Мостурфлот» в последние годы за период круизной навигации перевозит порядка 35-40 тыс. пассажиров из России и из-за рубежа. Причем, в абсолютных числах их количества почти равны, хотя в человеко-днях туристов-россиян, как я уже говорил, где-то 30%, а иностранцев – 70%. Что вполне понятно, ведь из 13 теплоходов компании 8 в предстоящем году работают на внешнем рынке, 4 – с русскими туристами, и один, «Княжна Виктория», представлен на двух рынках. 

 

- А как отработали остальные ваши теплоходы, и каковы их планы на навигацию-2018?

- Отработали вполне достойно. Особо востребованным при этом остается «Михаил Булгаков», прошлым летом его загрузка составляла почти 100%. Однотипный теплоход «Николай Карамзин» обслуживал в июне иностранных пассажиров, а в остальное время – россиян. В нынешнем году он полностью переходит на отечественный рынок и вновь отправится по самым разным маршрутам, в том числе впервые пойдет по соловецкому направлению – до Медвежьегорска, как прежде ходил «Булгаков». Очень хорошо второй сезон подряд отработал на Оке «Сергей Образцов». Спросом пользовались различные рейсы судна: и 7-дневные до Касимова, и 4-дневные до Рязани, и трехдневки до Константинова. Единственное неудобство, эти круизы не особо продолжительные, соответственно и глубина их продаж небольшая. Тем не менее, в течение всего лета заполняемость «Образцова» была довольно высокой. В навигацию-2018 он продолжит работать на Оке.

 

Иностранный рынок возвращается к докризисному уровню K Anisimov 3 0118

-

Получается, на иностранном рынке вновь все в полном порядке?

- Не совсем, пока к нам приезжает не так много американских туристов. Зато активно возвращаются европейцы, а также австралийцы, их второй год подряд в течение всей навигации привозит компания «Сэнник», которая фрахтует наш лучший лайнер «Александр Грин». Более того, в октябре этот оператор делает два круиза по Волге: из Москвы до Волгограда и обратно. В то же время в 2018 году на «Грине» пока не запланировано ни одного «русского» рейса, но, возможно, он все же появятся в самом конце сезона, на ноябрьские праздники. Другое комфортабельное судно нашей компании, «Княжна Виктория», обслуживает американцев, но, поскольку их теперь немного, майские праздники, конец июля и весь август оно возит россиян – до Питера, Плеса, на коротких рейсах.

 

- Как идут продажи на лайнер такого уровня?

- Формат люксовых туров сейчас весьма востребован, несмотря даже на достаточно высокие тарифы. К примеру, на астраханском круизе теплохода «Михаил Булгаков», на удивление для нас, в первый же день продаж каюты на верхней палубе с балконами оказались выкуплены. А в конце года уже все места на этом рейсе, кроме 2-3 кают в трюме, были проданы. И ведь это довольно дорогой теплоход, у которого тарифы для нижней палубы составляют 5 тыс. рублей в день, стандартные каюты стоят 7 тыс., а «люксы» и «полулюксы» – 11-12 тыс. рублей.

 

Модернизация и реновация теплоходов K Anisimov 4 0118

-

«Мостурфлот» регулярно в зимний период модернизирует свой флот. А на нынешнее межсезонье такие планы имеются?

- Конечно. Сейчас полным ходом идет модернизация «Сергея Образцова»: на нем вы больше не увидите так называемых «ретро-кают», все они станут с удобствами. На этом теплоходе также появятся 10 новых кают, 9 из которых стандартные 2-местные, с окном, кондиционером, туалетом, и один большой «полулюкс». Расширится и верхняя солнечная палуба. После окончания работ, которые ведутся в столичном Южном речном порту, «Образцов» будет соответствовать твердым «трем звездам» или же сервисному стандарту «Комфорт».

Небольшая модернизация проводится и на теплоходе «Сергей Есенин», который летом работает под английскими и американскими туристами. На его шлюпочной палубе строятся 6 кают с балконами. Причем, примерно таких же, что будут и на нашем новейшем лайнере проекта PV300 «река-море». В них появятся, в частности, раздвижные двери, новые системы кондиционирования и вентиляции, что позволит заранее отработать новую концепцию приема пассажиров. Также на «Есенине» несколько расширится ресторан. Делается все это на базе пароходства в Хлебникове.

А вот теплоход, «Иван Крылов», реновацию уже прошел. Тем не менее, в нынешнем межсезонье на нем тоже намечено проведение небольших работ: на одном из «люксов» создается балкон. Верхняя палуба на этом судне и так имеет балконы, и мы добавляем еще одну каюту, тоже с балконом, поскольку сегодня это довольно модный тренд.

 

Первый речной лоукостер – возможно, будет и второй K Anisimov 5b 0118

 

- Можете сказать, почему вы отказались от самого, наверное, известного в последние годы речного теплохода – лоукостера «Княжна Анастасия»?

- Действительно, прошлым летом он вновь был хорошо востребован: его загрузка составила порядка 75-80%. Положительным оказался и финансовый результат судна. Предложенный нами формат круизных путешествий многим туристам пришелся явно по душе. Но поскольку, как я уже отметил, повысился спрос на наш круизный продукт со стороны иностранных компаний, то мы все же решили перевести «Княжну Анастасию» на более прибыльный зарубежный рынок. И теперь его почти всю навигацию фрахтует французский оператор. Безусловно, немного жаль разработанную и успешно внедренную нами модель водных путешествий, но теперь на ряде теплоходов «Мострфлота» – «Образцове», «Крылове», «Карамзине», мы ввели близкую систему, некий «круизный конструктор». Он позволяет, в том числе, приобрести путевку без питания и без экскурсий. Так что, на этих судах имеются все те опции, что и на лоукостере, за исключением кафе самообслуживания. 

 

- Есть ли у вас желание вернуться в дальнейшем к проекту речного лоукостера?

- Вполне это допускаю. У нас имеется четырехпалубный теплоход «Глеб Кржижановский», который много лет находится на Каспийском море в качестве общежития для строителей. (Там же, напомню, в свое время пребывала и «Княжна Анастасия».) И если мы увидим, что для этого судна нет работы, то вернем его на речные маршруты. Причем, в качестве нового лоукостера. «Кржижановский», кстати, для этой цели даже лучше «Анастасии», поскольку это проект 302М, имеющий дополнительные каюты на солнечной палубе, за счет чего он вмещает еще больше пассажиров. Ведь задача лоукостеров – взять на борт как можно большее число людей.

 

- Какие-то недостатки, на ваш взгляд, имеются у этой модели обслуживания?

- Думаю, организация питания в две смены, чего на других теплоходах «Мостурфлота» нет уже давно. Причем, основная проблема заключается в том, что из-за этого приходится делать очень ранние подъемы, поскольку первая смена нередко идет завтракать в 6.30-7 часов утра. Но это уж специфика речных круизов: прийти в город пораньше, чтобы провести полноценную экскурсионную программу. И изменить здесь что-то вряд ли возможно. Так, и на теплоходах проекта 92-016, том же «Дзержинском» компании «ВодоходЪ», с которым работали и мы, тоже двухсменное питание. И туристы, как показала практика, вполне привыкают к такому формату, понимая, что более дешевая путевка подразумевает менее комфортную жизнь на судне. 

 

Новинки и надежды предстоящего сезона K Anisimov 5c 0118

- О новинках предстоящей навигации вы уже упоминали. Можете тут еще что-то добавить?

- Сейчас мы активно боремся за то, чтобы нашим теплоходам, таким как «Сергей Есенин» и «Александр Грин», разрешили делать стоянки в самом городе, возле комплекса Москва-Сити. И обращаясь к московским властям, говорим о необходимости этого формата, поскольку пассажирам было бы гораздо удобней отправляться оттуда на плановые экскурсии, да и просто на прогулки по центру Москвы. Упомяну также, что в настоящее время есть определенная проблема с Северным речным вокзалом. Сейчас его здание встает на реставрацию, которая должна начаться в первом квартале 2018 года, и продлится года три. Одновременно причалы вокзала находятся в процессе передачи от Канала имени Москвы городу. А вот когда они будут переданы, и, что важно, какой именно организации – еще неизвестно. Сегодня этот вопрос пребывает в подвешенном состоянии, что, считают эксперты, вполне может привести к срыву начала круизной навигации.

 

- Какое внимание «Мостурфлот» уделяет корпоративным клиентам?

- Для нас это очень важные и традиционные партнеры, со многими из них – несколькими ВУЗами, банками, ассоциациями, фестивалями, мы сотрудничаем из года в год. Они заказывают теплоходы на круизы разной продолжительности, как правило от трех дней и до … Ну вот в прошлом году самым продолжительным стал 10-дневный тур. Пользуются спросом односторонние рейсы из Москвы в Петербург, либо обратно. Много заказов на выходные дни. Есть тут и одна тонкость: у нас очень много запросов, но из них, наверное, 90% уходят в корзину. По многим причинам, и, прежде всего, потому что мы не можем найти теплоход в требуемые даты. Чаши всего свободными оказываются короткие промежутки в расписании, или же по краям навигации, весной или осенью. Основным спросом при этом пользуются большие 4-палубные лайнеры – «Карамзин», «Булгаков», а также и суда, обслуживающие иностранцев – «Красин», «Андрей Рублёв», «Илья Репин» и, конечно же, «Княжна Виктория». За сезон эти теплоходы выполняют в среднем где-то по 4 корпоративных рейса.

 

- Нынешний 2018 год – год Чемпионата мира по футболу в России. Возлагаете на него какие-нибудь особые надежды?

- Сейчас продажи на российском рынке идут очень хорошо, даже немного лучше, чем перед прошлой навигацией. И гораздо лучше – на иностранном рынке, хотя и не настолько, как мы ожидаем в 2019 году, при наличии, естественно, соответствующей политической ситуации. Дело в том, что ряд зарубежных туристов не едут в 2018 году на российские круизы именно потому, что не могут купить авиаперевозку по нормальной цене, и это происходит как раз из-за футбольного чемпионата. К тому же, эти круизные путешественники, многие из которых пожилые люди, по той же причине боятся столкнуться как с разного рода ограничениями, которые могут ввести, так и с самими болельщиками. Поэтому предстоящий чемпионат работает скорее в минус для нашего бизнеса. Но на последующие годы он наверняка даст положительный результат, благодаря, в первую очередь, широчайшей рекламе нашей страны, будем надеяться, только положительной.

 

Подготовил Игорь Горностаев K Anisimov 7 0118

 K Anisimov 8 0118

 K Anisimov 9 0118