Gorkiy G 0418

Сделка с ОАО «Московское речное пароходство будет закрыта до 19 апреля. Таким образом, речной «Борт №1» останется в России. Легендарный теплоход станет первым в Москве действующим плавучим музеем, который сможет ходить по водным путям «Канала имени Москвы».

Как сообщил руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин, необходимость покупки теплохода «Максим Горький» возникла сразу с появлением информации о его продаже. Легендарное судно, по его мнению, имеет историческую ценность – его важно сохранить в культурном активе страны как память об эпохе грандиозных строек.

Решение о приобретении теплохода было согласовано с Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством морского и речного транспорта. Стоимость сделки составляет 20 млн руб. По ее завершении «Максим Горький» отправится на капитальный ремонт. До этого теплоход был реконструирован в 2003 году с заменой двигателей, навигационного оборудования и механизмов, ремонтом корпуса и реставрацией внутренних помещений.

Gorkiy 2 0418Флагманский лайнер «Максим Горький» был построен к 1934 году, когда силы всей страны были брошены на возведение уникального гидротехнического сооружения – канала Москва – Волга. Это - двухпалубное судно длиной 68,8 м, шириной 13 м. Его пассажировместимость составляет 52 человека в каютах или 150 человек при массовых перевозках на коротких рейсах. Судно строили по указанию И.В. Сталина в Нижнем Новгороде на верфи «Красное Сормово» под открытым небом в специальном затоне, что по тем временам считалось новацией.

Для правительственного лайнера применили многие новейших научные и технические разработки. Так, корпус и энергетическая установка были сняты с подводной лодки «Богатырь». По индивидуальным чертежам создавались мебель и предметы интерьера в стиле «сталинского ампира». В оформлении теплохода использовали, по меньшей мере, 17 пород древесины, в том числе красное дерево, чинару и карельскую березу. Техническим достижением того времени стали возможности двигателя, благодаря которому судно способно развивать скорость до 35 км в час.

Поначалу «Максим Горький» ходил по Волге, использовать его на Москве-реке не позволяли глубины. Но с запуском канала Москва – Волга  и до появления в столице Крымского моста теплоход совершал речные рейсы. Судно предполагалось использовать для первых лиц страны, в частности, для Сталина, поэтому даже в технических документах фигурирует наименование класса «пассажирско-служебный теплоход». Многие называли его «яхтой Сталина». Для вождя соорудили специальную каюту, имевшую ванну, кабинет и балкон с выходом на широкую палубу, где можно было сидеть в плетеных креслах, любуясь открывающимся видом.

В 1940-50-е годы на судне отдыхали первые лица страны: Берия, Каганович, Микоян, Орджоникидзе, Молотов, Маленков, Хрущев, а в 60-е «Борт №1» использовали для перевозки обычных граждан из столицы на пляжи в Подмосковье. Позднее теплоход стал прогулочным и совершал регулярные рейсы в черте города, возил специальные международные делегации, посещавшие Москву. В 1990-е годы в носовом вестибюле появилась экспозиция восковых фигур: сидящий Сталин, рядом с которым стоят Максим Горький и «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин. Вплоть до 2015 года теплоход принимал банкеты, юбилеи и правительственные делегации, а в 2016 году был законсервирован.

Gorkiy 3 0418

В настоящее время «Максим Горький» является действующим памятником истории. «Мы хотим вдохнуть в него новую жизнь, превратить речной «Борт №1» в теплоход-музей с интерактивной экспозицией и банкетным залом. Таких проектов в мире единицы. Мы планируем оцифровать уникальные экспонаты и архивные фотографии из нашего подмосковного музея, добавить к ним другие исторические артефакты. После реконструкции теплоход «Максим Горький» станет современным культурно-музейным плавучим центром, который сможет совершать экскурсионные туры через шлюзы «Канала имени Москвы», – отмечает Герман Елянюшкин.

 

По материалам ФГБУ «Канал имени Москвы»