RCrTop m 0718 Российские речные круизы в нынешнем десятилетии преследует какой-то злой рок. Вспомним: трагедия с «Булгарией», кризис 14-15 годов, обмеление Волги. Не говоря уже о множестве накопившихся внутренних проблем. Индустрия регулярно героически преодолевает свалившиеся на нее трудности, чтобы с головой окунуться в следующую волну неприятностей. И вот очередная – резкое подорожание судового топлива.

 

 

 

 

 

 

Суровая топливная арифметика

RCrTop 2 0718 На сегодняшний день цена топлива для речных судов составляет 54-57 тыс. рублей за тонну. И, по некоторым оценкам, продолжает медленно дорожать дальше. По крайней мере, заправщики долгосрочных договоров предпочитают не заключать, поскольку и сами не уверены в окончательной цене. Для сравнения, в прошлом году топливо стоило в среднем 37-38 тыс. рублей. Такая вот грустная арифметика.

Правда, круизным операторам возвращают акциз в размере 8 тыс. рублей с тонны приобретенного топлива, но даже это обстоятельство не особо меняет неблагоприятную ситуацию. К тому же, возврат осуществляется лишь через три месяца, по итогам работы за квартал. Таким образом, отработав сейчас, в мае и июне, компании получат деньги назад не раньше сентября. Что, конечно же, создает определенное напряжение с оборотными средствами.

При этом значительную часть своих круизных рейсов, примерно 50%, и в первую очередь продолжительных, круизные операторы продали заранее, по тарифам, рассчитанным исходя из прежней топливной цены. Сейчас же, когда она резко поднялась, реальная стоимость круизов, по их же оценкам, возросла на 15-20%. Однако продавать свои туры по новым расценкам, а уж тем более вводить какие-то надбавки за уже реализованный турпродукт, компании, понятно, не могут. Хотя стоимость их отдельных маршрутов и кают все же несколько возросла, но не настолько, чтобы даже приблизиться к реальной себестоимости.

И еще несколько цифр для иллюстрации того тяжелого положения, в которое попала отрасль в нынешнем сезоне. В себестоимости круизного продукта топливо составляет примерно 25% от суммы всех имеющихся затрат. Рентабельность же круизного бизнеса – не более 5-7%. Ну а в наиболее сложном состоянии оказались сегодня речные круизы в регионах страны, где тарифы всегда были на 10-15% ниже столичных. Как и покупательский спрос местного населения.

 

Когда надеются на нулевую прибыль

RCrTop 3 0718 «Мы довольны загрузкой наших теплоходов, но все равно ожидаем убытки по итогам года», – сообщил генеральный директор «Инфофлота» Александр Сахаров. Действительно, в нынешнюю навигацию число туристов на борту судов этой компании выросло в среднем на 10-15%. На направлении Москва – Санкт-Петербург, для примера, загруженность и вовсе дошла в июне до 100%, чего не было год назад. Особой популярностью у круизной публики пользуются четырехпалубные теплоходы компании «Лунная соната» и «Лебединое озеро», с которыми оператор работает впервые. (Что, кстати, не совсем типично, поскольку обычно туристы как минимум сезон «присматриваются» к новым лайнерам.) «И если бы не цены на топливо, – констатирует Александр Сахаров, – то можно было бы говорить о лучшей речной навигации за последние лет пять».

Тем не менее, отмечает он, минимизировать убытки помогает, опять же, высокая заполняемость круизных теплоходов. «Инфофлот» не планирует выводить из эксплуатации суда или сокращать продолжительность их работы. Наоборот, в компании надеются, что именно выполнение намеченных ранее продолжительных графиков движения поможет им снизить финансовые потери. Хотя, как отметил Сахаров, они все равно будут, но не исключено, что «удастся, все же, сработать в «ноль». Таковы надежды речных операторов в навигацию 2018 года.

Заметно, по сравнению с прошлогодним периодом, выросла глубина круизных продаж и в «Мостурфлоте». Как сообщила заместитель генерального директора компании Светлана Гончарова, на теплоходе «Княжна Виктория» этот показатель увеличился на 100%, на «Николае Кармзине» – на 65%, на «Михаиле Булгакове» – на 14%, объемы бронирования на судах «И.А. Крылов» и «Сергей Образцов» остались на прошлогоднем уровне, тоже довольно хорошем. Общая круизная загрузка в первой половине навигации оказалась весьма высокой, хотя, возможно, ждали и большего. Многое тут зависело от конкретного судна: так, на отдельных маршрутах заполняемость составляла 60%, в то время как на других все каюты на борту были распроданы.

«Мостурфлот» также вводит определенные меры для сокращения убытков. При этом, отмечает Светлана Гончарова, компания не собирается экономить на питании и качестве услуг, поскольку в данном случае на кону стоит репутация оператора. Пассажирам по-прежнему в полном объеме предоставляется весь спектр заявленных сервисных программ, как на борту, так и на суше. Никаких отмен и сокращений здесь не будет, пообещала она.

В более удобном положении оказался «ВодоходЪ» – ведущая круизная компания страны, поскольку заранее приобрела топливо почти на половину навигации. Тем не менее, на июль его все равно пришлось докупать, сообщил коммерческий директор компании Андрей Смолин. Нынешняя загрузка водоходовских судов, по его словам, соответствует прошлогодней, хотя в мае и были определенные сложности. Наиболее востребованными при этом оказались непродолжительные водные туры из Петербурга на Валаам и Кижи. «Так что сезон состоялся: летние круизы в большинстве своем проданы, осталась осень и короткие рейсы выходного дня», – отметил Смолин.

Руководство «Водохода» также рассчитывает по результатам работы «выйти в ноль». Значительной подмогой в чем станет, конечно же, заранее выкупленное топливо. Компания тоже не собирается понижать уровень пассажирского сервиса. И также не планирует выводить суда из оборота или сокращать их навигационный период. По крайней мере, сейчас, в разгар лета, а о возможных изменениях в осеннем круизном графике оператора, если они произойдут, станет известно лишь в конце августа.

«Ну, раз еще не померли, то будем жить и дальше», – сказал с нескрываемым оптимизмом генеральный директор компании «Белый лебедь» Михаил Сизин. Заполняемостью трех своих судов он явно доволен. Теплоход «К.А. Тимирязев» (проект 588), который год назад раньше намеченного срока ушел в затон, теперь оказался весьма востребованным на круговых московско-питерских 12-13-дневных рейсах. Другой трехпалубник, «Михаил Танич», успешно ходит по Волге и готовится к походу на Каму, а двухпалубный «Бородино» возит многочисленных туристов по волжским, окским и даже сурским просторам. Секретами своего оптимизма владелец «Белого лебедя» предпочитает не делиться, но утверждает, что честные способы «остаться на плаву», даже в сегодняшней тревожной обстановке, есть, но ими «надо уметь пользоваться».

На 10% выше, в сравнении с прошлым годом, загрузка и у речного оператора «Волга Лайн», сообщил ее совладелец Юрий Павельев. Компания работает с одним двухпалубным судном «Александр Свирский», которое отправляется в волжские круизы продолжительностью от 3 до 10 дней. Летние продажи идут хорошо, их глубина значительная, а потому убытков быть не должно, считает Павельев. Даже несмотря на рванувшую вверх топливную составляющую расходов, поскольку, отмечает он, ее в полной мере компенсируют как высокий уровень реализации, так и хорошая топливная эффективность сравнительно небольшого двухпалубника.

«По просьбе Российской палаты судоходства, мы подготовили справку, в которой наглядно показали, что из-за скачка топливных цен теряем несколько миллионов рублей, которые собирались в предстоящем межсезонье направить на ремонт флота. Но теперь от этого придется отказаться», - сообщила генеральный директор самарской туроператорской компании «Спутник-Гермес» Наталья Денисова. Этот оператор работает с теплоходами «Хирург Разумовский» и «Ф.И. Панферов» (проект 588), «Валерий Чкалов» (проект 26-37), «Федор Достоевский (проект 301). И круизные туры на них, тем не менее, продолжают выполняться в полном объеме. Хотя, в отличие от столичных коллег, Наталья Николаевна не готова сравнить текущую загрузку судов с прошлогодней, отмечая лишь, что «стопроцентного показателя как не было, так и нет». Впрочем, прекращать или даже сокращать навигацию своих теплоходов «Спутник-Гермес» тоже пока не собирается.

 

Что год грядущий нам готовит

RCrTop 4 0718 Конечно же, столь резкое подорожание топлива не сможет порушить рынок речных путешествий за один сезон. Более того, несмотря на убыточность работы, эксперты и руководители круизных компаний не ожидают в ближайшее время массовых остановок или значительных сокращений сроков работы пассажирских теплоходов. Не ожидают и ухода с рынка кого-то из его участников, по крайней мере, в текущем сезоне. Но вот как он – рынок речных круизов, будет выглядеть в следующем году, об этом тоже никто судить пока что не берется.

Скорее всего, компаниям придется приостановить те улучшения и обновления клиентского сервиса, которые планировались ранее. Но вот опасения по поводу возможного падения безопасности плавания, которые уже успели прозвучать, безосновательны, уверены в круизных компаниях. Просто даже потому, что снизить планку этого важнейшего показателя не позволят надзорные органы, которые в последние годы весьма тщательно, даже дотошно, проверяют речных операторов. Да и серьезные судовладельцы с фрахтователями сами не станут решать свои финансовые проблемы за счет снижения уровня безопасности флота.

В начале июля ведущие речные операторы страны по сложившейся традиции публикуют круизные расписания уже на следующую навигацию. Появились их предложения и сейчас. Представленные в них круизные тарифы оказались выше нынешних на весьма значительные 20-25%. Формируя себестоимость, туроператоры закладывают не только подорожавшее топливо и его возможный рост, но и ожидаемое увеличение цен на остальные услуги, сопутствующие круизному туру – экскурсионное и портовое обслуживание, продукты питания и другие составляющие.

Как восприняли это малоприятное нововведение потребители, особенно в регионах, говорить еще рано. Но чтобы несколько смягчить тарифный удар, ряд компаний увеличил скидки на раннее бронирование. В «Мостурфлоте» и «Водоходе», к примеру, при приобретении круизов на следующий год до завершения летнего периода предусмотрена скидка в размере не 10%, как было прежде, а 15%. Кроме того, постоянные клиенты компаний имеют возможность выкупить тур еще на 5-7% дешевле. Другой пример, в начале августа свой круизный график на 2019 год собирается опубликовать и «Волга Лайн». И ее новые цены в период раннего бронирования, сообщили в компании, будут лишь на 10-15% выше действующих ныне.

Но в любом случае, судовым операторам остается лишь надеяться на известный всему турбизнесу факт, что у круизов наиболее преданные поклонники, которые «покидают корабль» в самую последнюю очередь. Хотя есть еще, пусть призрачная, но надежда и на поддержку со стороны государства. В противном случае не только круизную отрасль, но и весь российский туризм, ничего хорошего не ждет. Прежде всего – туризм внутренний, о необходимости развития которого неоднократно заявляли чиновники самых высоких рангов. Но что бы они ни говорили, а вся отечественная индустрия путешествий самым прямым образом завязана на топливо. Как и вся современная жизнь.

 

Игорь Горностаев